Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 422 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Святой Климент: заступник Руси

     08.12.2015 07:32

8 декабря Православная Церковь чтит память священномученика Климента. 

Как епископ из Рима принес христианство на Русь и помог распространить славянскую азбуку

Принято считать, что первым христианство на территорию Руси принес апостол Андрей Первозванный. Летописи говорят даже о хождении апостола в Новгород и на Ладогу, что опровергают историки, считая, что апостол заходил не далее Крыма.

В Крыму же проповедовал еще один современник апостолов, о котором часто забывают. Это римский епископ Климент — ученик Петра и Павла и человек, которого один из древнейших документов русской письменности называет «заступником земли русской».

 

Преемник

Житие святого Климента, третьего епископа Рима, гласит: он оказался в Херсонесе (нынешний Севастополь) как узник. Сюда, на окраину Римской империи, его сослал император Траян во время гонений на христианство.

Тертуллиан, церковный историк и богослов (2–3 век н.э.), говорит о Клименте, что его крестил и рукоположил во епископы Рима апостол Петр. Евсевий Кесарийский уточняет в своей «Церковной истории», что епископство Климента пришлось на период с 92 по 101 год.

Документальных сведений о его происхождении немного. Предание говорит, что Климент был уроженцем знатной римской семьи, услышавшим в столице империи о Христе. Заинтересовавшись, он отправился в Палестину, чтобы узнать о зарождавшемся христианстве побольше — и там встретил апостола Петра. Позже Климент, вероятно, некоторое время путешествовал с апостолом Павлом: некоторые богословы полагают, что это Климента имел в виду Павел в послании к филиппийцам, называя его своим сотрудником. Затем Климент вместе с одним из апостолов вернулся в Рим, где и предстал перед судом Траяна.

В исторических источниках император Траян предстает перед нами как человек достойный. В отличие, например, от Нерона, который учинил резню христиан в Риме по своей маниакальной прихоти, Траян — в оценках его современников — был человеком взвешенным и мудрым.

Наместникам Римской империи в Иудее поступали многочисленные доносы на христиан — Траян распорядился не принимать доносы, а расследовать дела по суду. Распорядился он и не искать христиан специально, а судить только тех, кто очевидно являлся носителем новой веры. Римляне того времени считали, что христиане представляют опасность для государственного строя, они связывали их деятельность, в том числе с иудейскими мятежами. Если человек действительно оказывался христианином, но отрекался от своей веры, то по закону Траяна его следовало отпустить.  

Существует легенда, согласно которой римский епископ Григорий Великий (почитается Православной церковью как святой), читая о деятельности Траяна, глубоко горевал, что тот, будучи язычником, находится в аду с грешниками. Святой Григорий начал молиться за него, и к нему явился ангел, чтобы сказать, что молитвами Григория император спасся.

Казнь

Климент, представ перед судом, проявил стойкость в вере. За это его отправили в каменоломни, которые в обилии были расположены под Херсонесом. Здесь, как повествует житие, Климент начал страстную проповедь среди других осужденных, и вскоре под его началом уже действовала христианская община. Ее ростки ушли из Крыма к Дону, в мир скифов.

О распространении христианства узнал римский наместник. Он распорядился умертвить проповедника (житие говорит, что этот приказ отдал сам Траян, однако исторические источники этого не подтверждают — наместнику для того, чтобы казнить осужденного, требовалось согласование с центром лишь в исключительных случаях). По преданию, Климента привязали корабельному якорю и утопили в море — якорь был нужен, чтобы последователи праведника не нашли его тела. Тогда же, говорит житие, на берег пришли два его ближайших ученика, Корнилий и Фив. По их молитвам море отступило, и они смогли найти тело учителя.

Мученичество св. Климента. Картина Бернардино Фунгаи

Кирилл и Мефодий

Святой Климент, пусть и косвенно, способствовал распространению славянской азбуки Кирилла и Мефодия. По преданию, Рим обвинил братьев-книжников в ереси, когда стало известно, что они учат богослужению на славянском языке. Считалось, что для служб годны только три языка, и это те, которыми сделаны надписи на кресте Господнем — еврейский, греческий и латинский. Римский папа объявил Кирилла и Мефодия еретиками и потребовал к себе на суд.

По пути в Рим братья прошли через Херсонес и там нашли мощи святого Климента. Оставив часть мощей на месте для поклонения, они взяли с собой мощевик и подарили его папе Адриану II. В обмен на дар тот снял обвинения в еретичестве и даже распорядился положить в римских храмах новые книги, написанные славянской азбукой.

Так святой Климент, одним из первых принесший благую весть славянам, стал считаться охранителем Руси. Известно, что князь Владимир приказал перенести его мощи из Херсонеса в Киев — их поместили в Десятинную церковь, что стало свидетельством особого почитания святого. Документ XI века, известный как «Слово на обновление Десятинной церкви», называет Климента «заступником Руси».

В начале 90-х годов частицы мощей из Киева вернули на место упокоения святого: сегодня они находятся в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре близ Севастополя.

http://rusplt.ru/society/svyatoy-kliment-zastupnik-rusi-20117.html