Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 165 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Апостол Филипп: он ждал Христа, еще не зная о нем 27.11.2015 07:24
27 ноября Православная Церковь чтит память апостола Филиппа, одного из двенадцати учеников Христа. Он пришел к Христу сам и привел своего друга Варфоломея — спустя много лет они вместе окажутся на кресте. Встреча Он родился в Вифсаиде Галилейской – городе, давшем трех из двенадцати апостолов: Филиппа, Андрея и Петра. Но в отличие от последних двух, которые вели простые жизни и промышляли рыбной ловлей (есть мнение, что и само название Вифсаида происходит от еврейских слов «рыбное жилище»), Филипп был книжником, наученным Моисееву закону. Евангелие от Иоанна говорит: Филипп последовал за Христом сразу и без вопросов. Святитель Димитрий Ростовский, автор «Житий Святых», объясняет: к моменту встречи со Спасителем Филипп был готов к появлению мессии. О его пришествии говорили пророки в древних книгах, и многие в то время были проникнуты мессианскими ожиданиями, принимая за мессию то Иоанна Крестителя, то других людей, в том числе самозванцев. Пойдя за Христом сам, Филипп увлек и своего друга Нафанаила (будущий апостол Варфоломей). «Может ли из Назарета быть что-то хорошее?» — спросил Нафанаил, когда услышал об Иисусе. «Пойди и посмотри», — ответил Филипп. Нафанаил пошел — и вскоре, вслед за Филиппом, присоединился к ученикам Христа. Предназначение Через Филиппа Христос раскрывает свою божественную природу, полагают богословы. Это происходит, например, в евангельском эпизоде с пятью хлебами. Там, у Тивериадского моря, к Иисусу пришло пять тысяч людей, и тогда Спаситель обратился к Филиппу, испытывая его: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Филипп ответил, что денег у них недостаточно, чтобы купить хлеба всем — и тогда Христос преломил пять хлебов и две рыбы, и пять тысяч насытились. Святитель Димитрий Ростовский пишет: до этой поры святой Филипп видел в Христе только человеческие совершенства, но еще не познавал в Нем Божества и не вспомнил в тот момент о Его всемогуществе. «Для того и спросил Он Филиппа, чтобы тот… устыдившись своего маловерия, исправился» — после чуда с пятью хлебами апостол утвердился в вере и «прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью». В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул просить: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». На это Христос отвечал: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца». К этим евангельском строкам впоследствии прибегли отцы Первого Вселенского Собора 325 года, когда осудили ересь Ария. Арий отрицал равенство Бога-Отца и Бога-Сына и полагал, что Христос имел другую сущность. Этим своим вопросом апостол Филипп принес большую пользу Церкви. Отсюда она «научилась достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличать богохульство Ария, говорящее, что Сын Божий есть творение, а не Творец», — говорит Димитрий Ростовский. Проповедь По преданию, когда апостолы бросали жребий о том, куда идти проповедовать, Филиппу достались земли Греции. Здесь он нес благую весть среди иудеев рассеяния. Житие рассказывает: проповедь апостола разгневала греческих иудеев, они увидели в Филиппе самозванца и для его разоблачения вызвали священнослужителя из Иерусалима. Тот прибыл, окруженный книжниками, и Филиппа привели к нему на суд. «Зачем ты несешь соблазн, которому научился у противника закона Моисеева? За это Иисус был распят и погребен. Но вы, ученики Его, украли Его тайно и для обольщения других разглашаете, что Он Сам воскрес из мертвых», — спросил священник. В ответ Филипп обвинил его во лжи: «Не вы ли приложили печать ко гробу и приставили стражу к Его гробу? И когда Он воскрес, не разрушив гробовой печати, не вы ли тогда дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Его мертвого украли ученики?» Казнь Апостола Филиппа. Источник: wikiwand.com Житие говорит: ответ Филиппа ввел священника в такой гнев, что он захотел самолично убить его — однако был поражен слепотой. Ослепли, согласно тексту жития, и все, кто находился на суде. Они прозреют позже, по молитве апостола, и, прозрев, сами обретут веру во Христа. Из Греции Филипп отправился в Сирию, а оттуда — во Фригию (территория современной Турции), в город Иераполь. В пути его сопровождал давний друг, апостол Варфоломей. В Иераполе Филипп исцелил жену градоначальника от укуса змеи. Она приняла христианство, и тогда правитель, придя в страшный гнев, приказал привести к нему апостолов. Он велел снять с них одежды, потому что думал, что в одеждах кроется сила их волшебства — но в одеждах не нашли ничего. После этого учеников Христа приговорили к смерти через распятие. Житие рассказывает: когда подняли кресты с распятыми, в городе сделалось землетрясение. Испугавшись, жители захотели снять апостолов с крестов, чтобы успокоить буйство стихии. Апостол Варфоломей висел на невысоком кресте, и его сняли быстро — он остался жив. Апостола Филиппа снять не успели: когда положили на землю крест и принялись снимать веревки, то увидели, что тот мертв. Артефакты В 2011 году при раскопках в турецком Иераполе (или Иераполисе) группа итальянских ученых обнаружила гробницу, которую можно идентифицировать как гробницу апостола Филиппа. О том, что именно апостол был упокоен здесь, по словам ученых, говорят найденные на ней письмена — сегодня ученые продолжают исследовать этот артефакт. Известно, что после смерти Филиппа Иераполис стали называть «святым городом». Есть сведения, что в правление императора Константина (начало IV века), который «легализовал» христианство в Римской империи, в Иераполисе появилась епископская кафедра. Еще одна находка, связанная с именем апостола, имела место в 1945 году. В Египте в районе селения Наг-Хаммади археологи обнаружили тайник с рукописными книгами. Среди них оказался и текст, который ученые назвали «Евангелием от Филиппа». Это сборник высказываний (логий) Христа, его создание датируют II–III веками. Апостол Филипп не мог быть его автором: составителем этого текста был, вероятнее всего, гностик — представитель течения, которое соединило в себе восточную мифологию и христианство. По имени апостола текст назвали из-за того, что Филипп — единственный из двенадцати учеников, которого упоминают логии. http://rusplt.ru/society/apostol-filipp-on-jdal-hrista-esche-ne-znaya-o-nem-19932.html
|