Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 116 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Иона, архиепископ Новгородский: «Смирить русский народ может только он сам, своими усобицами» 18.11.2015 11:22
18 ноября Православная Церковь чтит память Святителя Ионы, архиепископа Новгородского. Он жил в непростое время, когда Москва и Новгород шли войной друг на друга, но верил: если русский народ закончит внутренние распри, то станет непобедим. Судьба По преданию, судьбу ему предсказал юродивый, сам ставший святым, — преподобный Михаил Клопский. Юродивый только что пришел из Москвы в Новгород и столкнулся на улице с группой детей, среди которых был и будущий архиепископ Иона (тогда еще обычный мальчик по имени Иоанн). Юродивый был бос и одет в тряпье; дети, видя странного человека, принялись насмехаться над ним и бросать камни. Не бросал один Иоанн. Преподобный Михаил сказал ему: «Изучай прилежно книги! Быть тебе архиепископом в Новгороде». После этого они разошлись навсегда. Михаил ушел в Клопский монастырь под Новгородом, чтобы прославиться там аскезой и провидчеством и по имени монастыря получить свое имя (есть мнение, что обитель назвали так, потому что разлив реки и ее ответвлений в этом месте имеет форму клопа). Иоанн вернулся в школу, чтобы через 50 лет (это дату сообщает Димитрий Ростовский) стать архиепископом Новгорода, спасти город от мора, примирить его с Москвой и оказать большую помощь и содействие устройству Соловецкого монастыря. Монашество Житие говорит: отрок Иоанн родился в конце XIV столетия. В детстве он потерял родителей и был взят на воспитание добродетельной вдовой. Смерть близких оставила в душе мальчика глубокий след — согласно житию был он тих нравом, склонен к уединению и редко принимал участие в забавах других детей. Вместо этого мальчик желал скрыться от шумного мира в монастыре. По достижении зрелых лет он ушел в новгородские леса. Там, в полусотне километров от города, он принял постриг в обители и получил имя Иона — в честь ветхозаветного пророка, проведшего три дня во чреве кита. Интересно, что в библейских текстах Иона был первым пророком, которого Бог послал нести пророчества вне иудейской среды: Иона действовал в Ассирийском царстве, среди язычников. За праведную жизнь новгородского монаха Иону избрали игуменом обители. При нем бедный прежде монастырь стал процветать: насельники наладили производство, из Новгорода стали приезжать жертвователи. Когда в 1458 году скончался архиепископ Великоновгородский и Псковский Евфимий, жители города, по преданию, сами просили вече поставить Иону на его место — так велика была к тому времени его популярность у новгородцев. Новгород Новый архиепископ начал свое служение с попыток примирить Новгород и Москву. Это были последние десятилетия существования Новгородской республики, а в недавнем прошлом — время междоусобных войн. В борьбе за великое княжество победу одержал князь Василий II Темный, который воцарился в Москве. Его оппонент Дмитрий Шемяка в 1449 году бежал в Новгород, где просил убежища у тогда еще архиепископа Евфимия. Евфимий принял беглеца и поселил с семьей в новгородском Юрьевом монастыре — туда же прибыла и казна бежавшего Дмитрия. Из Москвы, недовольной тем, что Новгород приютил у себя беглеца, прислали письмо. От Новгородского архиепископа требовали отказать Шемяке в поддержке. В ответ Евфимий настаивал, что в вольном Новгороде имеют право давать приют тем, кому захотят — в особенности князьям (Дмитрий Шемяка приходился внуком Дмитрию Донскому). История завершилась смертью Шемяки в 1453 году: по наиболее распространенной версии, его отравили посланники Василия II. Чарка архиепископа Ионы. Фото: wikipedia.org Тремя годами позже новгородцы потерпели поражение в битве с москвичами и были вынуждены подписать мирный договор, который урезал их независимость (так называемый Яжелбицкий мир — по названию деревни Яжелбицы, где встречались стороны). Этот договор положил начало присоединения Новгорода к Москве. По преданию, которое приводит Димитрий Ростовский, в 1460 году с визитом в Новгород прибыл сам Василий II с двумя сыновьями. Накануне архиепископ Иона узнал о том, что новгородцы готовят заговор против князя. Он выступил перед заговорщиками с гневной речью: «Безумцы! Чего добьетесь вы этим? Только того, что старший его сын Иван соберет войско и опустошит город». Заговорщики вняли увещеваниям Ионы: когда в Новгород прибыл князь Василий, его встретили с почтением, и визит обошелся без инцидентов. Тогда же, пишет Димитрий Ростовский, Ионе открылось в видении скорое падение республики. Это пророчество сбылось в 1478 году — при Иване III, сыне Василия II, Новгород окончательно покорился Москве. Деяния Но не одним политическим участием архиепископ Иона вошел в историю. Летописи говорят: в 1466 году в Новгороде случился мор, который практически выкосил новгородскую землю — Димитрий Ростовский сообщает о 220 тысячах умерших от болезни (хотя историки оспаривают эту цифру — население Новгорода в XV веке не превышало 40–50 тысяч жителей). По преданию, святитель Иона в праздник Покрова Пресвятой Богородицы вышел с крестным ходом, чтобы остановить мор. Он дошел до Зверина монастыря и там, преклонив колена, молился перед иконой Симеона Богоприимца — так ему было сказано в видении. Тогда же народ стал приносить бревна, и в один день возвели на месте молитвы святителя церковь. С того дня мор прекратился, пишет Димитрий Ростовский. Немалую помощь оказал святитель и в становлении Соловецкого монастыря. Считается, что это он выдал грамоту преподобному Зосиме, основателю обители. Грамота отдавала в распоряжение монастыря всю территорию Соловецких островов. Тогда же святитель пригласил в Новгород из Москвы знаменитого Пахомия Логофета — афонского монаха и книжника. Иона поручил ему составить список житий новгородских святых. В короткое время Пахомий написал жития Варлаама Хутынского, Саввы Вишерского, Евфимия Новгородского и других — эти списки вместе с летописями составили литературное наследие новгородской земли (впрочем, словарь Брокгауза и Ефрона замечает, что «большинство житий составлено Пахомием по заказу; это побуждало его довольно свободно относиться к историческим фактам и ради поучительности жития не стесняться собственными прибавлениями»). Почитание Святитель Иона скончался 5 ноября 1470 года. По преданию, он заранее предсказал свою смерть. Димитрий Ростовский сообщает: и после смерти святой много раз выручал жителей новгородских земель — являлся им в беде, а в Смутное время спасал от разорителей целые селения (в житии есть эпизод, где главарь казачьей банды отказывается грабить монастырское поселение, услышав, что когда-то здесь жил Иона). Макарьевский Собор 1549 года причислил архиепископа Иону к лику общерусских Святых. http://rusplt.ru/society/iona-arhiepiskop-novgorodskiy-smirit-russkiy-narod-mojet-tolko-on-sam-svoimi-usobitsami-19763.html |