Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 96 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • odamian

Вход на сайт

Бессребреники Косма и Дамиан

     29.10.2015 23:36

30 октября Православная Церковь вспоминает Святых братьев Косму и Дамиана. Они умели исцелять одним лишь именем Христа и, по одной из версий жития, поссорились, когда один из братьев взял за исцеление плату.

Дар исцеления

Святитель Димитрий Ростовский пишет: братья Косма и Дамиан Аравийские жили на рубеже III–IV веков во времена императора Диоклетиана. Его правление было отмечено новой волной гонений на христиан, известной как «великое гонение».

 

Сначала Диоклетиан не предпринимал репрессий против христиан — некоторые из них даже занимали места в войске и правительстве. Однако под конец его правления политику в отношении последователей Христа резко ужесточили — ряд историков приписывает ответственность за это не самому Диоклетиану, а одному из его соправителей — Галерию, ревностному язычнику.

Эдикт, изданный при Диоклетиане, предписывал запретить христианские собрания, уничтожить церкви и священные книги, а самих христиан лишить должностей и прав. По мере реализации этих пунктов меры по отношению к христианам ужесточали — за отказ принять участие в языческих обрядах их подвергали смертной казни.

Житие Космы и Дамиана Аравийских не уточняет, от кого они восприняли веру во Христа. Из церковного предания нам известно, что первыми с благой вестью на Аравийский полуостров пришли апостолы Филипп и Иуда Иаковлев (не путать с Иудой Искариотом — предателем). После них в этих местах осталась и стала разрастаться христианская община, частью которой и были братья Косма и Дамиан.

Они занимались медицинской наукой, но не наука позволяла им исцелять людей, а особенная Божья благодать, сообщает житие. Они врачевали «силою Христовою, ибо проходя по городам и селениям, они проповедовали Христа и именем Его подавали всем болящим исцеления», — пишет Димитрий Ростовский. При этом за свое лекарское мастерство они никогда не просили денег — за это и были названы бессребрениками.

Мученичество

В конце концов слухи о двух братьях, которые исцеляют людей одним лишь именем Христа, достигли местного наместника Лисия. Он приказал привести братьев к нему, расспросил об их вере, происхождении и умениях. Братья признались, что исповедуют Христа, на что наместник — таков был обычай, продиктованный эдиктом Диоклетиана, — предложил им принести жертву языческим идолам. Братья отказались, таким образом подписав себе смертный приговор.

Святитель Димитрий Ростовский пишет в житии святых бессребреников: связанных братьев бросили в море, но «Господь разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу». «Каким чародейством вы спаслись от моря? — спросил их Лисий. — Скажите мне, и я хочу подражать учению вашему». «Мы — христиане, — ответили мученики. — Никаких чарований не знаем, а имеем одну только силу Христову, которая спасает нас от всех бед».

После этого ответа наместник приказал бросить братьев в огонь — но и огонь не брал их, пишет Димитрий Ростовский. Наместник приказал стрелять из луков, но «камни и стрелы отскакивали от тел их, как от стен, и поражали самих мучителей». В конце концов Лисий распорядился обезглавить братьев мечом — так совершилась их мученическая кончина.

Черепа святых хранятся в Церкви Святого Михаила в Мюнхене. Фото: Wikipedia.org

Двойники

В православной традиции выделяют три пары святых бессребреников Космы и Дамиана, полагая, что все это разные люди — хотя они и носили одни имена и все имели отношение к медицине.

Памятные дни в церковном календаре для этих трех пар различаются: в октябре празднуют память Космы и Дамиана Аравийских, о которых речь идет выше. В ноябре вспоминают Косму и Дамиана Азийских, выходцев из Азии. В июле чтят память Космы и Дамиана, пострадавших в Риме.

Различаются и эпизоды жития. Так, братья Азийские согласно житию закончили свою жизнь мирно. По преданию, в конце их жизни возникла ссора из-за того, что Дамиан взял за свои услуги лекаря мзду в виде трех яиц. Косма огорчился этим настолько, что в завещании просил не хоронить его вместе с братом. Но позже ему было видение, и Господь объяснил: яйца были взяты Дамианом не для мзды — женщина, принесшая их, заклинала принять подношение во имя Бога.

Житие братьев, пострадавших в Риме, в одной из своих версий говорит о посещении братьями Крыма: якобы они были высланы туда императором, но позже возвращены в Рим, где приняли мученическую кончину. Одновременно в самом Крыму ходят легенды, что братьев умертвили и погребли здесь, в горах недалеко от Алушты — сейчас на этом месте находится монастырь, который носит имя святых.

Традиция

В народной традиции день памяти святых братьев нередко называли одним словом «кузьмодемьян». Их почитали как хранителей брака, помощников в книжной грамоте и покровителей кузнечного дела — последнее, вероятно, связано с тем, что в одном из житий Косму и Дамиана называют «кузнецами Божиими».

Народ, в верованиях которого иногда переплетались христианские и языческие традиции, связал с праздником Космы и Дамиана целый ряд примет. Считалось, например, что если в день памяти Космы и Дамиана Азийских на деревьях еще остаются листья — значит, зима будет морозной, а если вдруг повалит снег — жди большого паводка по весне.

http://rusplt.ru/society/bessrebreniki-kosma-i-damian-19472.html