Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 119 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Сергий Радонежский: последние дни 08.10.2015 09:35
8 октября Православная Церковь вспоминает преставление Преподобного Сергия Радонежского. Но чудеса, исходившие от Сергия, не закончились с его земной жизнью, и главным из чудес было, по выражению историка Василия Ключевского, то, что «он открыл русским людям глаза на самих себя». Кончина Епифаний Премудрый, современник, ученик и составитель одного из житий преподобного, писал о его последних днях: «Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство своему любимому ученику Никону». После этого Сергий «безмолвствовать начал» и заговорил вновь лишь перед самой смертью.
Он созвал иноков для последней беседы и, уже больной и немощный, повел речь о монашеском жительстве. «Полезным вещам учил», — говорит автор жития, а именно: велел братии неуклонно оставаться в православии, завещал хранить друг с другом единомыслие, а иначе не выстоит обитель, иметь чистоту души и тела, а от вина держаться подальше и пития остерегаться. При причастии его руки поддерживали другие монахи, сам он владеть в полной мере ими уже не мог. Собрав силы, он высвободился и простер руки к небу, совершая последнюю молитву. Так, пишет Епифаний, преподобный Сергий «предал свою чистую душу Господу». Это случилось 25 сентября (по новому стилю 8 октября) 1392 года. Ему было 78 лет, и 55 из них он посвятил монашеству. Погребение Преподобный завещал похоронить свое тело не в церкви, а вне ее — на монастырском кладбище, вместе с простыми иноками. Братию весьма опечалило такое приказание, пишет историк церкви и исследователь жизни Сергия Радонежского Евгений Голубинский, и тогда монахи пошли за советом к митрополиту Киприану. Болгарин по национальности, Киприан стал митрополитом Киевским и всея Руси за три года до смерти преподобного Сергия. Они были знакомы лично: Киприан бывал в основанной Сергием обители. Митрополит был уважаем верующими и княжеской властью. Он занимал крайне радикальные позиции по отношению к Орде, призывая князей к неповиновению, а «Никоновская летопись» и вовсе говорит о нем, как о советнике князя Дмитрия Донского. Киприан выслушал монахов и приказал положить тело Сергия в церкви на правой стороне, а не на кладбище, как того желал сам Сергий. Пока велись переговоры, пока братия испрашивала митрополичьего ответа, весть о смерти подвижника разнеслась по весям. К моменту погребения в монастырь пришло множество людей из Москвы и окрестностей, пишет академик Голубинский. Похороны праведников всегда привлекали массу народа, отмечают историки. Люди ждали, что в момент погребения им будут явлены чудеса, а Сергий Радонежский, как известно, слыл чудотворцем уже при жизни. Нежелание монахов следовать его завещанию, их намерение похоронить его именно в церкви, выделив для этого особое место, историческая наука трактует как первую попытку утвердить общецерковное почитание Сергия Радонежского. Преподобный Сергий. По Руси. Художник Сергей Ефошкин «…Преподобный Сергий начал быть местно почитаем как святой более или менее в непродолжительном времени после его кончины… а не позднее, как с 1449–1450 годов находим его уже и в лике общерусских святых — тогда еще весьма немногочисленном», — пишет Голубинский. Спустя 71 год после преставления преподобного в его честь возвели первую церковь. Она появилась в Новгороде и поставлена была Новгородским архиепископом Ионой, которого позже тоже причислили к лику святых. Владыка Иона почитал преподобного Сергия настолько, что возвел храм его имени в своей резиденции, на владычном дворе. Мощи Мощи Сергия Радонежского пробыли в земле 30 лет. Их извлекли из земли и открыли для поклонения летом 1422 года по распоряжению игумена Сергиевой обители Никона. Легенда, упоминание о которой есть в тексте книжника и монаха Пахомия Логофета, гласит: незадолго до этого к Никону явился благочестивый муж, живший недалеко от монастыря. Он рассказал игумену, что ночью ему было видение. Якобы преподобный Сергий явился и сказал: «Возвести игумену монастыря моего, что напрасно столько времени оставляет он меня покрытым землей, в которой вода утесняет мое тело». Услышав это, Никон возрадовался и после совета с братией велел поднять останки своего наставника. «Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб... все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением», — сообщает Пахомий Логофет. За все время существования Троице-Сергиевой обители мощи покидали ее несколько раз — в случае серьезных угроз. Это происходило дважды в XVIII веке, когда случались пожары, в XIX столетии — во время войны с Наполеоном и, наконец, в XX веке, когда раку с мощами святого вывезли в город Соликамск Пермского края, спасая от наступления фашистов. До этого советская власть успела поглумиться над святыней, организовав в 1919 году вскрытие мощей. Существует предание, что накануне вскрытия священник Павел Флоренский (впоследствии репрессированный и расстрелянный) вместе с тогдашним наместником монастыря тайно подменили главу святого головой князя Трубецкого, похороненного в лавре. Святыню десятки лет берегли в семьях участников подмены, а в 1946 году, когда лавру вновь открыли для посещения, главу преподобного тайно вернули на место. Исследователи спорят о реальности предания, а верующие усматривают в нем еще одно чудо — одно из многих, исходивших от преподобного Сергия Радонежского при его жизни и после преставления. Значение Преподобный посвятил жизнь нравственному воспитанию народа, а из исторической фигуры и деятеля сам превратился в «народную идею», пишет историк Ключевский. Он называет Сергия одним из зачинателей и будущих хранителей благочестия Руси. Дух, который, по выражению Ключевского, «вдохнул Сергий в самых разных русских людей», привел к необычайному расцвету монастырей — свыше 150 обителей возникло в течение нескольких десятилетий после его смерти, и многие были основаны его учениками. «Сергий Радонежский был проводником определенных идей и традиций: отныне с Церковью связывали единство Руси», — пишет академик Лихачев, говоря, что без преподобного не было бы самой России. Эти слова подтверждает и Святейший Патриарх Кирилл. «В лице Преподобного Сергия Русь обрела личность такой духовной силы, что вокруг него — почитавшегося святым еще при жизни — смогли объединиться наиболее здоровые силы и понять, что защита своей земли — это прежде всего задача "духовной безопасности". Для преподобного Сергия защита родной земли от иноверцев была духовной, а не мирской задачей: он, как никто иной, понимал, что, пока Русь разобщена и разодрана междоусобицами, пока князья зависят от ханских ярлыков, народ не сможет осознать себя единым народом — с едиными духовными и общественными ценностями», — сказал патриарх в одном из интервью. |