Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 104 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Иоанн Богослов: апостол любви

     09.10.2015 10:52

9 октября Православная Церковь вспоминает преставление Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из двенадцати самых близких учеников Христа он один умер своей смертью.

Крест

Когда пришло его время, Иоанн заповедал ученикам вырыть могилу в виде креста и лег в нее еще живой. Ученики плакали: они не решались засыпать могилу, но в конце концов сделали это, накрыв лицо учителя, продолжавшего дышать, платком.

Предание говорит: когда, позже могилу раскопали, тела апостола в ней не было. Но вместо этого на могиле ежегодно стал выступать тонкий слой манны, и все, кто хотел, собирали ее и исцелялись.

 

Христос называл Иоанна своим любимым учеником. Распятый на кресте, именно Иоанну Он доверил заботу о своей матери Марии, и тот нес послушание, стараясь заменить ей сына. Иоанн был свидетелем Преображения и видел, как явились и беседовали с Христом ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Иоанна вместе с братом Иаковом и Петром Христос взял с собой на молитву в Гефсиманском саду в ночь своего ареста.

Евангельские тексты говорят: Иоанн был призван Христом вместе со старшим братом Иаковом. Они сидели в лодке и чинили сети. Увидев Христа, они последовали тотчас за ним, простившись со своим отцом Зеведеем. В тот момент Иоанну было меньше двадцати лет.

Молодость отражалась на его поступках. Когда Иоанн с братом были посланы Христом вперед, их не приняли в одном из сел. И тогда они спросили Христа: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» На это Христос ответил, что пришел не губить души человеческие, а спасать. В другой день они увидели человека, который изгонял бесов именем Христа, и запретили ему делать это, потому что не видели его среди христовых учеников. За горячий нрав Христос называл Иоанна и Иакова «Воанергес» — «Сыновья Грома».

И вот теперь Иоанну было сто лет. Седобородый старец, он уходил, окруженный учениками, и те плакали, потому что вместе с ним уходило живое свидетельство: Иоанн был последним из двенадцати апостолов, кто видел живого Христа.

Гонения

Житие апостола говорит: после крестных страданий Христа он неотлучно оставался вместе с его Матерью в Иерусалиме вплоть до ее Успения. Затем апостол ушел проповедовать в Эфес (ныне — территория Турции).

В 55 году н.э. к власти в Римской империи пришел Нерон. С его правлением связан период гонений на христиан, впрочем, как указывает, например, словарь Брокгауза и Ефрона, эти гонения еще не были собственно гонениями за веру. Император обвинил христиан в поджоге Рима, в котором народное мнение обвиняло его самого. Истребление христиан в столице империи частично перекинулось и на малоазийские города.

Иоанн Богослов в кипящем масле. Ханс Фрис, 1514 год

Иоанн Богослов в кипящем масле. Ханс Фрис, 1514 год. Фото: Wikipedia.org

 

По приказанию из столицы апостола Иоанна взяли под стражу и препроводили в Рим. Там он предстал на суде и был отправлен в ссылку на остров Патмос в Эгейском море (житие сообщает, что сначала суд приговорил апостола к смерти, но тот чудесным образом остался жив, выпив чашу с ядом, а затем оставшись невредимым в котле с кипящим маслом).

В Патмосе случилось то, что навсегда вошло в историю христианской догмы. В один из дней Иоанн удалился на гору для молитвы. Во время молитвы апостол получил откровение, которое записал его ученик. Сегодня оно известно как «Откровение Иоанна Богослова», или «Апокалипсис», последняя книга Нового Завета. Она говорит о втором пришествии Христа, конце света и Страшном Суде. Фактически «Откровение» подводит итог всему Новому Завету.

Богослов

По возвращении с Патмоса, где он провел, по разным оценкам, около 30 лет, Иоанн пишет свое «Евангелие» — четвертую и последнюю из канонических евангельских книг.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский (III–IV века) так объясняет этот поступок: «Уже и Марк, и Лука дали людям свои Евангелия, а Иоанн, говорят, все время проповедовал устно и только под конец взялся за писание вот по какой причине. Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди. И тогда его стали упрашивать поведать о том времени, о котором молчат первые евангелисты, и о делах, совершенных Спасителем тогда, а именно — до заключения Крестителя».

Считается, что в это же время апостол написал и три послания, тоже вошедшие в канон Нового Завета. За братский дух, коим проникнуты эти тексты, за призывы к помощи и поддержке друг друга апостола Иоанна называют «апостолом любви».

Апостол Иоанн прожил до ста лет. Он был последним из двенадцати учеников, кто мог сказать: «Я был рядом с Христом».