Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Покров Пресвятой Богородицы: история, традиции, значение

     14.10.2015 08:44

14 октября Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы. Этого праздника нет в календарях других православных церквей: русский след в его истории и установлении очевиден.

Покров

 — Видишь ли ты Царицу всех? — так спрашивал юродивый Андрей ученика своего Епифания, стоя на молении во Влахернском храме Константинополя.

 — Вижу, святой отче, и ужасаюсь, — отвечал Епифаний.

 

Богородица ступала по воздуху в окружении ангелов и святых, а затем, остановившись, молилась. По окончании же молитвы она сняла покрывало, которое носила на голове, и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим в храме народом. Перед этой защитой, перед Покровом, коим укрыла молящихся сама Богоматерь, враги, стоявшие у стен Константинополя, отступили, и город был спасен — так описывает явление Богородицы «Житие Андрея Юродивого».

Это событие позже стало основой праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день православные славят Богоматерь как свою заступницу и испрашивают ее защиты. «Богородица — на все времена самый сильный ходатай христиан перед Богом. Она — наша Надежда, Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия», — писал в начале XX века Иоанн Кронштадтский.

Русский след

Одна из редакций жития святого Андрея, ставшего свидетелем явления Богородицы, говорит, что он жил в V веке. Однако большинство церковных историков относит время его жизни к рубежу IX–X веков. Они полагают, что авторы некоторых редакций жития попросту перепутали Андрея с другими святыми (например, с Симеоном Юродивым), жившими ранее.

Что происходило в Византийской империи в начале X столетия? На престоле — император Лев IV, прозванный Философом за любовь к сочинению трактатов. Царедворцы плетут интриги. На границах идет долгая война с арабами-сарацинами, однако в летописях того времени даже и упоминаний нет о том, чтобы они приблизились к столице и угрожали ей. О каком же тогда нападении врагов на город идет речь в рассказе о Покрове Богородицы?

По одной из версий, этими врагами с большой долей вероятности могли быть дружинники русского князя Олега. В 907 году они совершили поход на Царьград (Константинополь), результатом которого стало то, что Олег прибил свой щит к городским воротам и обложил Византию данью. Так сообщает «Повесть временных лет» (интересно, что в византийских источниках упоминаний об этом походе Олега нет).

 В 911 году посольство Олега вновь вернулось в Царьград, дабы подтвердить «многолетний мир». Сведения об этом походе вместе с русской летописью подтверждаются и византийскими «Хронографами». Вероятно, это второе пришествие русских и послужило причиной страха обитателей Царьграда и собрало их на молитву о защите города, итогом которой стало видение Богородицы, накрывающей столицу Покровом.

Интересно, что и сам святой Андрей был родом из славян. Житие сообщает, что он был в рабстве у знатного жителя Царьграда. Позже Андрей, наученный Писанию, принял на себя подвиг юродства, и за это хозяин изгнал его из дома. С той поры Андрей проводил свою жизнь на улице. Вокруг него собирались ученики, и один из них, Епифаний, вместе с Андреем наблюдал явление Богородицы.

Праздник

О происхождении праздника историки спорят. Афонский монах Пахомий Логофет, пришедший на Русь в XV веке, говорит, что впервые празднование Покрова установили в Константинополе. Однако в календарях других православных церквей праздник отсутствует, и это дает повод говорить о его русском происхождении.

Андрей Боголюбский. В. М. Васнецов

Андрей Боголюбский. В. М. Васнецов. Фото: Wikipedia.org

 

Наиболее популярная версия гласит: праздник Покрова ввел в 1164 году владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский. Князь сделал это после похода на волжских булгар в память о покровительстве Богоматери его войску (в то же время началось и строительство известного храма Покрова на Нерли). Известно, что Богородица играла большую роль в жизни князя. Покидая киевские земли, чтобы отправиться на север, он даже тайно вывез ее икону, доставленную в Киев из Константинополя, несмотря на протесты местных жителей.

В настоящее время окончательная точка в вопросе о происхождении праздника не поставлена: ученые до сих пор ведут на этот счет споры.

Традиция

Покров Пресвятой Богородицы относят к числу великих праздников. Его дата постоянна — 14 октября (1 октября по старому стилю). Поста в этот день нет. Если праздник выпадает на постные дни — среду или пятницу, дозволяется рыба.

В народе Покров воспринимали как день, когда осень встречается с зимой. Говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». В этот же день делали прогнозы на зиму: если выпадал снег и было холодно, считалось, что и зима будет холодной, если случалась оттепель, ждали теплую зиму. Также с этого дня начинали играть свадьбы.

Значение

Праздник Покрова — воспоминание о защите и покровительстве, которое оказывает людям Пресвятая Богородица. «Утешительное празднество! — писал о Покрове святитель Феофан Затворник в XIX веке. — Оно дает уверение, что помощь и заступление Матери Божией всегда готовы и так близки ко всем нам, как, например, кров дома, или еще ближе, как благодетельная рука, касающаяся главы нашей. Весь мир христианский действительно испытывает над собою омофор милости Пресвятой Богородицы… Не раз испытала сей Покров и наша страна».

«Сердцами своими мы верим, что Пресвятая Богородица всегда молится о роде христианском и предстательствует о нем пред Своим Божественным Сыном, — говорил уже в XX веке святитель Лука (Войно-Ясенецкий). — Так будем же любить Ее всем сердцем, как любят маленькие дети свою мать».