Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Состоялась прогулка прихожан по осенней Москве 28.10.2024 18:45
28 октября 2024 года прихожане храма святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове совершили прогулку по прекрасной осеней Москве. Они посмотрели улицы переулки центра столицы. Центр города просто переполнен удивительными объектами истории и архитектуры, местами проживания выдающихся жителей Москвы и России. Прихожане увидели памятник Муслиму Магомаеву в Москве, который находится в сквере Муслима Магомаева на пересечении Вознесенского и Елисеевского переулков в Пресненском районе города. Особенно впечатление осталось от посещения Брюсова переулка. Брю́сов переу́лок (в 1962—1995 годах — у́лица Нежда́новой, ранее — Брю́совский) — переулок в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Большой Никитской улицы до Тверской улицы, лежит между Вознесенским переулком и Газетным переулком параллельно им. Помимо А. В. Неждановой в переулке жили другие известные артисты: Н. С. Голованов, М. О. Рейзен, И. С. Козловский, М. П. Максакова, А. С. Пирогов, Н. С. Ханаев, Н. А. Обухова, Е. К. Катульская, А. Ш. Мелик-Пашаев, В. И. Качалов, И. М. Москвин, Л. М. Леонидов, В. Э. Мейерхольд, И. Н. Берсенев, С. В. Гиацинтова, В. Д. Тихомиров, А. П. Кторов и В. Н. Попова, балерины Е. В. Гельцер, В. В. Кригер, М. Т. Семёнова. В память многих из них на домах, в которых они жили, установлены мемориальные доски. Памятник Мстиславу Ростроповичу (скульптор Александр Рукавишников) на углу Брюсова и Елисеевского переулков напротив храма Воскресения Словущего открыт 29 марта 2012 года президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Открытие было приурочено ко дню 85-летия (27 марта) музыканта. В сквере между домами № 6 и 8/10 в 2006 году установлен памятник Араму Хачатуряну (скульптор Георгий Франгулян). Большое духовное утешения уже как паломники прихожане получили при посещении одной из святыни Москвы, Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме в этом месте датируется 1548 годом. Первоначальный деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова (в просторечии именовавшийся церковью Воскресения Словущего «что на Успенском вражке») показан на Петровом плане Москвы, вычерченном в 1596—1598 годах. В 1629 году, во время большого московского пожара, Успенский вражек со всеми домами и храмами выгорел дотла. Однако жители на пепелищах тут же начали возводить новые, уже каменные церкви. В исторической литературе в качестве даты сооружения каменного храма Воскресения Словущего порой ошибочно указывался 1629 год. Это произошло вследствие неправильного прочтения летописной заметки о построении храма: «Построена каменна по сгорении 1629 апреля в 10 день деревянной». Эта дата на самом деле указывает дату пожара. Строительство храма должно было начаться скорее всего сразу же после пожара — возможно, летом 1629 года. Документы показывают, что строительство каменного храма было завершено к 1634 году, так как именно под этим годом сохранилась архивная запись, сообщающая о прошении к патриарху Иоасафу I священника храма отца Матфея благословить освящение двух престолов: «142 года (то есть 7142/1634) июля 4 запечатана Благословенная грамота по челобитью с вражка Успенского попа Матвея на два престола». Впоследствии Воскресенская церковь на вражке серьёзно пострадала от пожаров еще не менее трёх раз: в 1737, 1773 и 1812 годах. В XVII веке некоторые храмы были не только приходскими, но и как бы монастырскими: когда в документах встречается добавление к названию храма «на монастыре» — это следует понимать в том смысле, что около приходского храма строились две-три кельи, и в них селились несколько человек, чаще всего престарелых, иногда даже не обязательно монашествующих. Подобную приписку «на монастыре» употребляет Переписная книга Москвы за 1638 год в отношении храма: «на Воскресении же на монастыри… келья, живут старицы нищие». С 1620 года в 150 метрах (70 сажен) к западу от церкви находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память состоявшейся в день памяти этого святого (14/27 июня) встречи царём Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным, но в 1810 году он был «за малоприходством» приписан к Воскресенскому храму, а вследствие Московского пожара 1812 года — разобран в 1813 году по распоряжению управляющего Московской епархией епископа Дмитровского Августина). При упразднении Елисеевского храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, южный Покровский придел которого, освященный в 1705 году, переосвятили в Елисеевский. Другой престол Елисеевского храма в честь мученика Иустина Философа (в день его памяти 1/14 июня 1619 года будущий патриарх Филарет был освобожден из польского плена) также был перенесен в северный придел Воскресенской церкви, не позднее середины XVIII века переосвящённый в честь святителя Николая Чудотворца. В 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня. Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. Первоначальная трапезная-притвор, как и обычная для таких храмов шатровая колокольня, не сохранились. Они были разобраны после пожара 1812 года, а на их месте в 1818—1820 годах построены новая трапезная и колокольня в классическом стиле. В 1898 году круглый верхний ярус колокольни был заменен прямоугольным в плане ярусом, сочетающем элементы барокко с чертами московского ампира по проекту архитектора Александра Мейснера. В 1930-х годах, во время «безбожной пятилетки» храм не закрывали (благодаря просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты. В годы гонений в храм были перенесены многие святыни из окрестных закрытых и разрушенных церквей. Храм считался наиболее центральным из действовавших в Москве в советское время. В 1963—1964 годах, 1979 году и 1982—1986 годах в храме проводились реставрационные работы. В 2018—2019 годах осуществлена комплексная научная реставрация стенописи алтаря и четверика, в ходе которой раскрыта из-под многослойных записей и приведена к экспозиционному виду наиболее ранняя сохранившаяся авторская живопись 1820—1854 годов. В 2019 году завершен первый этап реставрации фасадов храма, включающий в себя ремонт белокаменного основания колокольни, её стен, лепного декора, металлических элементов и купола с крестом. К началу 2021 года был полностью отреставрирован главный фасад храма, выходящий в Брюсов переулок. Весной 2021 года реставрационные работы на фасадах храма, включающие восстановление монументальной живописи XIX века, были завершены. В ноябре 2022 года, по данным московской мэрии, комплексная реставрация была закончена. 13 декабря 2022 года приход был признан победителем конкурса «Московская реставрация — 2022» за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» (написана, очевидно, в XVIII веке и до начала XIX века являлась семейной святыней одной московской семьи; перенесена не ранее 1937 года из снесённого властями в 1936 году храма Рождества Христова в Палашах). В Палашёвский храм, по легенде, её пожертвовал прихожанин, который, будучи вдовцом, один воспитывал дочерей и постоянно молился об их благополучии, когда его молитвы были услышаны и судьба детей была устроена, он передал икону в храм. Образ «Взыскание погибших» помещён ныне в киоте перед иконостасом главного придела на возвышении, покрыт искусно выполненной ризой. Пресвятая Дева изображена с непокровенной главой. На полях иконы изображены небесные покровители прежних владельцев образа: мученик Мамант, апостол Филипп, святая праведная Анна, святитель Николай, преподобная Параскева, великомученица Екатерина. Празднование иконе установлено 5 (18) февраля. В прежнее время в этот день литургию в Палашёвском храме совершали митрополиты Московские и викарные преосвященные. В годы настоятельства в этом храме протоиерея Николая Величкина (умер в 1935 году) перед чтимым образом неоднократно служил патриарх Тихон, пел хор под управлением регента и композитора Павла Чеснокова. Ныне в храме Воскресения на Успенском вражке богослужения архиерейским чином совершаются регулярно, 5 (18) февраля совершались и патриаршие служения. В 1981 году от свечи, оставленной около чудотворного образа «Взыскание погибших», в храме возник пожар. Пострадал киот образа, однако сама икона после реставрации образа и киота была помещена на левом клиросе главного храма (1982). К редким московским святыням относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного). Древнейшая икона храма — образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона; он содержит также частицу святых мощей Николая Чудотворца. Образ святого пророка Божия Елисея и образ святого Илии-пророка с житийными клеймами — древние иконы XVII—XVIII веков (в правом Елисеевском приделе) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке — в иконостасе левого Никольского придела. Получилась замечательная духовная и культурная программа. Москва как всегда порадовала и утешила своих жителей.
|