Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

В.Н. Ильин. Суббота св. Лазаря и вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

     27.04.2024 20:58

В Страстную Седмицу вводят два особых праздничных дня:

1) Суббота святого и праведного Лазаря, в которую воспоминается его воскрешение Господом Иисусом Христом и 2) Неделя Ваий (Вербное Воскресение), посвященное прославлению входа Господня в Иерусалим на вольные страдания и смерть.

Эти два дня составляют одно целое, и действительно, в вечер Субботы св. Лазаря и на утрени Ваий воспоминаются и прославляются одновременно оба события, легшие в основание этих праздников. Характер названных празднеств торжественный, светлый; они на время преодолевают сосредоточенно-скорбное настроение Великого Поста и предваряют радость св. Пасхи. В них ярко загорается слава Христа, как Всемогущего Бога, воскресшего из мертвых, и как Царя сына Давидова, Владыки и Вождя, приветствуемого избранным народом Божиим.

В этой литургической двоице господствует праздник Ваий (Вербное Воскресение), которым именуется вся шестая неделя Великой Четыредесятницы. Эта неделя так и называется неделей Ваий, а дни ее получают соответствующее наименование: понедельник Ваий, вторник Ваий и т.д., службы которых являются как бы предпразднествами самой недели (Воскресения) Ваий, т.е. Вербного Воскресения. Суббота же называется одновременно как «субботой Ваий», так и «Субботой святого и праведного Лазаря».

Как Всецелящий Врач души и тела идет Христос ко гробу «спящаго» Лазаря как и раньше к одру «спящей» девицы, дочери Иаира и пробуждает его. Это чудо Любви есть вместе с тем и знамение. Ибо полнота воскресения наступит в последний день. Знамением Каны Галилейской начал Господь свое служение и знамением Лазаря закончил его, для того, чтобы после этого отдать Самого Себя в жертву, и осуществить во всей полноте и брак свой с Церковью и блаженство Воскресения, соединив их в одно. Поэтому Церковь и приветствует воскресение Лазаря тропарем, поющимся в Субботу св. Лазаря: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже, тем же и мы яко отроцы победы знамениe носяще, Тебе победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». (Перевод. «Удостоверяя общее воскресение, Ты воздвиг из мертвых Лазаря, Христе Боже. Посему и мы, как дети, несущие знамение победы, вопием Тебе, победителю смерти: Осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне»).

Основная мысль Богослужения субботы св. Лазаря идет по двум направлениям: изображаются детали этого таинственного события и утверждается Богочеловечество Иисуса Христа. Печаль и слезы Христа суть как проявление человеческой природы; прозрение Лазаревой болезни, смерти и воскрешение четверодневнаго, смердящаго мертвеца – проявление Божеской природы, Божеского всезнания и всемогущества. (Приводим соответствующий текст. Перевод. «Прежде приведший всякую тварь из небытия в бытие и знающий сокровенное в сердце, Ты предсказываешь ученикам, как Владыка, смерть Лазаря»).

На утрени праздника Входа Господня в Иерусалим освящаются и раздаются «ваия», т.е. финиковые или пальмовые ветви, у нас заменяемыя вербой, как ранее других деревьев, развивающей свою почку. Стояние с этими ветвями и с зажженными свечами есть воспоминание торжественного входа Царя Славы на вольныя страдания и таинственное участие в этой встрече. Упоминание о празднике Baйи мы находим уже в беседах и поучениях св. Амвросия Медиоланскаго, св. Иоанна Златоуста и св. Епифания Кипрского.

В воскресение вечером Богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной или Великой Седмицы. «Начиная с вечерни недели Baии – говорит К. Никольский, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущаго на вольную смерть».