Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






КТО НА САЙТЕ

Сейчас 48 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Россия будет преобладать во вселенной»

     13.05.2016 07:47

13 мая Православная Церковь чтит память святителя Игнатия (Брянчанинова). Он жил в 19 веке, но говорил и пророчествовал так, словно был нашим современником. Он видел Запад, который будет противостоять России, видел латинян, избравших своим идолом папу, но главное — он видел спасение России, если она сумеет сохранить православную веру.

Житие

Святитель Игнатий родился 5 февраля 1807 года в одном из сел Вологодской губернии. Принадлежал он к древнему дворянскому роду, чьи представители служили еще князю Дмитрию Донскому.  В 15 лет будущий подвижник увезен был отцом в Петербург — для поступления в военно-инженерное училище.

Однако, даже закончив его с отличием, юноша проявлял к своей специальности равнодушие, а в один из годов учебы даже сказал отцу, что желал бы скорее уйти в монахи. Сокурсники запомнили его как человека, который чурался светских развлечений и стоял во главе кружка «Почитателей святости и чести» — там обсуждали вопросы истории и будущего России.

Карьера его в качестве военного инженера была недолгой: уже в 1827 году он заболел во время одной из поездок и ушел в отставку. Тогда же началась пора глубокого духовного поиска: послушничество в монастыре, частые визиты в Оптину и другие обители, беседы со старцами. В 1831 сбылось юношеское желание — его постригли в монашество с именем Игнатий, в честь святого мученика Игнатия Богоносца. В том же году его определили настоятелем одного из монастырей близ Вологды, а спустя семь лет он уже исполнял обязанности благочинного всех обителей Петербургской епархии. Этому послушанию предшествовала работа по восстановлению Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом — туда святитель отправился по личному поручению государя Николая I. Пустынь стояла в запустении, но с его появлением буквально расцвела: об Игнатии уж тогда шла молва как о ревностном подвижнике, и в пустынь устремились монахи.

В 1857 году святителя хиротонисали во епископа Кавказского и Черноморского.  Он возглавлял эту кафедру четыре года, а затем вновь дали знать о себе болезни, и он был вынужден уйти на покой — вернулся к уединенной монашеской жизни и духовному творчеству.

Труды

Литературные произведения святителя впервые появились в печати еще в сороковых годах 19 века (при этом известно, что свою первую книгу «Плач инока» он написал еще до пострижения в монахи). К современной ему литературе он относился критически — считал, что та воспевает зло, а герои вроде Печорина и Онегина, пораженные скукой и от скуки же творящие зло, развращают молодое поколение.  В 1847 году в противовес этим произведениям святитель написал свое собственное — его героем стал библейский праведник Иосиф. Повесть предваряло предисловие с пожеланием последователям Печорина обратиться в последователей Иосифа.

В его работах и письмах сильно патриотическое начало. России, по словам святителя, уготовано «преобладание над вселенной», при этом Игнатий — будучи свидетелем событий Крымской войны 1853-1856 годов, когда России боролась с турецко-англо-французской коалицией — разбирался и трезво оценивал мировую обстановку. Европейские народы всегда завидовали России и стремились сделать ей зло, писал он и предсказывал: подобное отношение сохранится и в будущие века.

Святитель критиковал католиков и протестантов, видя в них еретиков, отступивших от истинной веры. Первые, по его словам, возвели папу на роль идола, вторые — отвергли таинства, заповеданные самим Христом. «Ересь — есть грех ума, — писал он. — А сущность этого греха — богохульство».

Наконец, одной из центральных богословских тем его творчества стало учение о прелести. Святитель призывал духовенство и монашество стремиться к смирению и всячески избегать чувства гордости за свою якобы праведную жизнь. Это чувство, говорил он, внушает сам сатана, представляясь ангелом и вовлекая «в прелесть». «Тщеславие и чада его — созидают призрак смирения. Этим призраком заменяется для души истинное смирение. Призрак истины, заняв собой храмину души, заграждает для самой Истины все входы в душевную храмину», — писал он.

Прославление

Святитель провел свои последние годы, живя уединенно в Николо-Бабаевском монастыре (Ярославская область). Слабое здоровье не позволяло ему месяцами покидать свою келью, но в этом одиночестве он, как писал в одном из писем, находил «чудное вдохновение»: «Религия обратилась для меня в поэзию… в беседе с видимым и невидимым мирами держит  в несказанном наслаждении. Скуки не знаю; время сократилось — как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила».

В середине апреля 1867 года, на Пасху, святитель отслужил последнюю в своей земной жизни литургию. Он скончался 30 апреля в праздник Жен Мироносиц — перед смертью еще успев получить и отсмотреть очередные тома собственных сочинений: уже при его жизни они имели большой успех.

Епископ Игнатий канонизован Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году. Его мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской Епархии. Частицу мощей в 1994 году перенесли в Ставрополь, ставший местом его епископского служения.