Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






КТО НА САЙТЕ

Сейчас 85 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Мария Египетская: к спасению из бездны греха

     17.04.2016 18:02

В пятое воскресенье (неделю) Великого поста Православная Церковь чтит Марию Египетскую — грешницу, которая стала святой. Память о ней напоминает нам о том, что прийти к Богу сможет любой, даже самый грешный человек — если его раскаяние и молитва будут искренними.

Блудница

Святитель Димитрий Ростовский пишет: Мария, прозванная позже Египетской, родилась в V веке, у нее были любящие мать и отец, но в возрасте 12 лет девочка убежала от них в Александрию, на тот момент крупнейший город Египта. Здесь она стала блудницей, предаваясь разврату, по ее словам, «не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть».

 

Так прошли 17 лет ее жизни. А  потом попала Мария на корабль, который вез паломников в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Она присоединилась к ним не с благочестивыми помыслами, но чтобы продолжать предаваться разврату. И подобным же образом вела себя, когда сошла на берег в Иерусалиме.

Во время праздника Мария решила зайти в храм, куда шли все люди, но не смогла сделать этого. Невидимая сила удержала ее. Тогда женщине стало страшно, и она заплакала — а плача, увидела икону Богородицы в притворе  и начала впервые в жизни молиться. После этого ей удалось зайти в храм, и она пообещала Богу, что отныне изменит свою жизнь навсегда.

Иордан

Приняв причастие, Мария ушла в пустыню за реку Иордан. Здесь, в одиночестве и борьбе с собственными страстями, она провела около 50 лет. Единственным человеком, который видел ее, был монах Зосима — ему Мария и поведала историю своей жизни. Потрясенный Зосима увидел, как во время молитвы Мария поднялась на локоть от земли и стояла в воздухе — так описывает Димитрий Ростовский встречу странствующего монаха и святой.

Она была нага и не хотела показываться Зосиме, чтобы не вводить его в смущение. Монах отдал ей часть своего одеяния. Все годы отшельничества, рассказала Мария, она питалась лишь двумя хлебами, взятыми из Иерусалима, а когда они кончились, ела растения. Долгое время демоны похоти не отступали от нее, да и сейчас, во время рассказа, Мария опасалась, как бы вслед за воспоминаниями они не вернулись вновь.

Мария попросила Зосиму через год ждать ее у реки Иордан со Святыми Дарами — чтобы она могла впервые за много лет причаститься. В назначенный срок монах вышел к реке и увидел, как Мария, не имея лодки, пошла по воде, как по твердой земле. Так состоялась вторая встреча Зосимы и святой. Мария попросила никому не рассказывать о ней до времени ее кончины и напоследок пригласила Зосиму посетить ее еще раз — снова ровно через год: на том месте, где они встретились впервые.

Когда Зосима пришел на встречу, он нашел Марию уже отошедшей ко Господу:  «Руки у нее были сложены, как подобает у лежащих во гробу, лице обращено на восток». Затем пришел лев и, склонившись перед святой, начал рыть лапами ей могилу — туда Зосима, оправившись от испуга, положил тело Марии.

Он вернулся в монастырь и рассказал братии то, что видел и слышал. «Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовью почитать память преподобной и праздновать день ее преставления», — заключает свой рассказ Димитрий Ростовский.

Значение

Церковь говорит: жизнь Марии Египетской — это напоминание о том, что, сколько бы грехов ни было на совести человека, пути в Царствие Божие для него не закрыты. При трудах покаяния он может заслужить прощение:  Господь способен вывести человека даже из самых глубин духовного падения — для этого нужны только искреннее раскаяние, смирение и молитва.

Жизнью святой Марии Церковь дает нам поддержку в посте. Она показывает путь, которым шли великие подвижники, и говорит, что в своем посте мы должны подражать и руководствоваться примером древних святых.

«Известно, что наиболее всего смущает грешника, когда он начинает приходить в раскаяние, мысль о тяжести своих грехопадений. Затем смущает его чувство пагубной привычки ко греху и трудности сражаться с нею , — писал в XIX веке о Марии Египетской святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, прозванный Русским Златоустом. — Но вот грешница, каких самый грехолюбивый мир видит у себя немного и всегда сопровождает презрением, вдруг разрывает все узы греха, на ней лежавшие, начинает жизнь святую и подвижническую, удостаивается чрезвычайных даров благодати Божией и восходит путем покаяния на такую высоту духа, что становится подобною Ангелам бесплотным. Кто после этого может отчаиваться в своем спасении?»