Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 115 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Как святитель Петр в Орду ездил

     03.01.2016 20:04

3 января Русская Православная Церковь вспоминает день преставления святителя Петра, митрополита Московского. Ему было уготовано служить Отечеству в один из самых сложных периодов на Руси. Видя раздор между русскими княжествами и падение нравов среди простого народа, святитель Петр всеми силами старался укрепить в людях веру, а князей призывал к единству. Противиться Орде Русь пока не могла. Защитив православие, святитель Петр сделал для будущей победы над татаро-монголами намного больше, чем многие из русских правителей. 

Митрополит или дипломат?

«Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню — тот подлежит смерти без различия: русский он или монгол.

Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога» — с такими высокими словами хан Узбек пожаловал ярлык лично митрополиту Петру, когда в 1313 году тот приехал в Сарай, столицу Золотой Орды, вместе с князем Михаилом Ярославичем. Ярлык подтверждал свободы всех церквей от выплаты дани и более того — расширял права Православной церкви. Теперь все монахи и церковные чины подлежали только суду православного митрополита, в то время как ранее их могли судить ордынские чиновники либо князья.

Ордынцы умело провоцировали раздоры между князьями, не давая им объединиться, а выплата дани ложилась тяжким бременем на Русь. Открытое сопротивление Орде было на тот момент невозможным. Главной исторической задачей для русских стало снизить зависимость от золотоордынских ханов и, пользуясь передышкой, собрать все силы для последующего изгнания Орды с земель Руси.

Это отлично понимал святитель Петр. Он был не первым митрополитом, ездившим в Орду для установления контактов с грозным противником: первым церковным деятелем, пожаловавшим с личным визитом к хану, был его предшественник митрополит Максим. Но именно Петр положил начало новой традиции — регулярным контактам русских митрополитов с золотоордынскими правителями. Новый ордынский хан Узбек, как свидетельствуют летописцы, очень тепло встретил митрополита всея Руси. В результате Русской православной церкви удалось получить подтверждение прав священнослужителей и добиться значительных послаблений для Церкви и для всех православных христиан.

Окончательный раздел

Эти поездки во многом были вынужденными. В тот момент Орда находилась на пике своего могущества. Со вступлением на ханский престол хана Узбека (или Озбяка, как называли его в летописях) произошло ключевое событие: принятие Ордой ислама в качестве основной религии. Хан Узбек видел в нем некую альтернативу религии русских, православию, но вместе с тем сильную и утверждавшую единобожие. Территория Орды на тот момент включала в себя большое число самых разных народов, и хан понимал, что без толерантного отношения к иным религиям и в первую очередь к православию, сохранить власть над территориями будет непросто.

История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Именно принятие ислама положило окончательную грань между Русью и Золотой Ордой. Мы не знаем, что случилось бы, если бы хан Узбек вдруг решил принять православную веру, — в тот момент переходы ордынской знати в православие не были редкостью. Возможно, случись так — и не произошло бы объединения русских земель вокруг Москвы. И, разумеется, не было бы Куликова поля. Стратегический путь, начало которому было положено именно святителем Петром и московским великим князем Иваном Калитой, позволил русским отдохнуть на какое-то время от татарских набегов. Как сказано в летописях, наконец-то «перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Путь митрополита

Святитель Петр родился на Волыни, во второй половине XIII столетия в семье благочестивых родителей. С раннего возраста он выбрал для себя духовный путь. Долгое время он жил в родных местах, молился в уединении. Вести о добродетельном монахе, помогавшему всякому гостю советом да краюшкой хлеба, распространились по всем княжествам, к Петру часто стали наведываться князья и другие священники. Как-то проездом в тех краях остановился митрополит Максим. Святитель Петр, которому хорошо давалась иконопись, подарил ему образ Успения Божией Матери. Эту икону митрополит Максим отныне всегда носил с собой.

Когда Максим скончался, встал вопрос о новом митрополите. На этот пост претендовали и другие священнослужители.  Один из претендентов, некий Геронтий, украл ту самую икону из покоев митрополита Максима и отправился в Константинополь — просить патриарха Афанасия назначить его митрополитом. Однако во сне ему привиделась Божья Матерь и сказала, что святительский сан ему не достанется, а митрополитом станет тот, кто написал этот образ. Так и случилось.

Став митрополитом, святитель Петр много путешествовал по Руси, мирил князей, утверждал в народе православную веру и много способствовал устроению духовной жизни среди простых людей. Позже он обосновался в Москве, куда была перенесена кафедра митрополита, а все последующие носители этого титула стали именоваться митрополитами Московскими и всея Руси (сам Петр именовался согласно традиции митрополитом Киевским). Он предвидел особую роль этого маленького и тогда еще не особо значимого городка в исторической миссии избавления от ненавистного ига. Митрополит часто говорил, что именно Москва когда-то станет первым градом на Русской земле, утвердив тем самым единство и мир во всех русских землях. 

http://rusplt.ru/society/kak-svyatitel-petr-v-ordu-ezdil-20675.html