Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 334 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Саввино-Сторожевский монастырь: история, подвижники и святыни

     16.12.2015 10:35

16 декабря Православная Церковь чтит память преподобного Саввы Сторожевского. Ученик Сергия Радонежского, чудотворец и человек, житие которого писал Александр Пушкин, преподобный Савва прославился еще и тем, что основал монастырь в подмосковном Звенигороде. Эту обитель Патриарх Алексий II называл одним из центров русской святости.

Начало

В 1398 году пришел монах Савва из Троицкой (ныне Троице-Сергиевой) обители в Звенигород. Призвал монаха князь Юрий, третий сын Дмитрия Донского, княживший в городе. Верил князь в великий прорицательский дар Саввы и особую лежавшую на нем благодать. Обещал князь любую помощь, если Савва придет в его земли и поставит обитель, подобную той, что основал Сергий Радонежский.

 

Осмотревшись в Звенигороде, Савва вышел за городские ворота и поднялся на гору Сторожевую, откуда открывался вид на Москву-реку. Здесь Савва выкопал себе для житья пещеру и начал строить во имя Рождества Пресвятой Богородицы церковь — этот небольшой деревянный храм и стал основой, вокруг которой выросла монашеская община.

Князь Юрий Дмитриевич хотел видеть монастырь своей придворной обителью. По его распоряжению церковь украсили, построили братские кельи, а все строения обнесли оградой. В дар монастырю князь принес несколько соседних деревень и сел. А еще освободил от поборов тех, кто там проживал, дал монастырю лесные угодья и велел наместнику обители самому вершить суд в монастырских землях. Когда же обитель наполнили монахи, привлеченные славой Саввы, на месте деревянной Рождественской церкви отстроили белокаменный собор. Расписать его пришла артель иконописцев, учеников Андрея Рублева.

Царская вотчина

Монастырь, как и хотел князь Юрий, стал княжеской вотчиной. С 1492 год обитель в управлении великого князя московского Ивана III, а позже — любимое место для молитвы царя Ивана Грозного и его сына Федора, который правил недолго (с 1584 по 1598 годы) и был, по словам отца, скорее «постник и молчальник, более для келии, нежели для власти державной рожденный».

При Иване Грозном преподобного Савву прославили в лике святых. Случилось это на Первом Макарьевском соборе в 1547 году — тогда же составили житие святого и службу ему, а в обитель потекли паломники поклониться святым мощам Саввы.

Смутное время далось Саввино-Сторожевской обители тяжело. Летописи сообщают: в 1607 году в монастырь пришли поляки из войска Лжедмитрия. Они разграбили обитель, увели с собой скот, а братию «огнем жгли». Монастырь смог оправиться от потрясения только в 1613 году. Снова помогла царская воля — Михаил Федорович, первый из династии Романовых, желая вернуть монастырю прежний высокий статус, освободил монахов от ряда пошлин и принес обители богатые пожертвования.

Но особого процветания обитель достигла уже при его сыне Алексее Михайловиче. По преданию, святой Савва явился молодому царю на охоте и спас от смерти. В ответ царь повелел перестроить обитель и отлить для нее колокола.

При Алексее Михайловиче провели церковную реформу: ввели троеперстное крестное знамение вместо двуперстного, стали править богослужебные книги, исправляя в них переводческие ошибки. Не приняв реформу, от Церкви откололись сторонники старого обряда. Крупное восстание старообрядцев вспыхнуло на Соловках — одним из его лидеров стал ушедший на покой архимандрит любимого царского Саввино-Сторожевского монастыря Никанор. Восставшие на Соловках держали оборону восемь лет. Когда Соловецкий монастырь пал перед стрелецкими войсками, Никанора как зачинщика и еретика предали казни.

Власть советам

Саввино-Сторожевский монастырь стал одной из первых жертв большевистской антирелигиозной кампании. За год до печально известных постановлений Наркомюста 1919 года о вскрытии и уничтожении святых мощей в монастырь прибыл отряд комиссара Макарова.

Первичной целью отряда было изъятие монастырских припасов. Братия подчинилась и отдала хлеб и продукты. Однако затем большевики попытались вскрыть раку с мощами преподобного Саввы. В ответ на это монахи и прихожане подняли восстание, в результате которого Макаров и двое людей из его отряда были убиты. Этот бунт получил название Звенигородского мятежа; спустя несколько дней его подавил отряд большевиков, подошедший из Дедовска.

В 1919 году монастырь закрыли. Перед этим раку с мощами все же вскрыли (очевидцы говорили, что большевики насмехались над святыней, составляя из костей Саввы разные композиции). После этого мощи святого были увезены.

Возрождение и святыни

Начало новой жизни монастыря отсчитывают с 90-х годов XX века. В его ведение передали часть строений, начали проводить службы — монастырь получил статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении патриарха.

В 1998 году в обитель после 80-летнего отсутствия вернулись мощи преподобного Саввы. Открывая торжества по случаю возвращения мощей, святейший патриарх Алексий II назвал Сторожевскую обитель центром русской святости, «чье благолепие созидалось веками».

Монастырь славен своими святынями. Заботами и трудами братии здесь покоятся мощи преподобного Саввы, а еще — мощевики с частицами камня Гроба Господня и камня Голгофы, частицами мощей преподобного Серафима Саровского и блаженной Матроны Московской, мощами киево-печерских святых, а также святыни, связанные с именами Иоанна Кронштадтского, Авмросия Оптинского и других подвижников, просиявших в земле Русской и вне ее.

http://rusplt.ru/society/savvinostorojevskiy-monastyir-istoriya-podvijniki-i-svyatyini-20268.html