Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 111 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Преподобный Иоанн Дамаскин: защитник икон

     17.12.2015 10:31

17 декабря Православная Церковь чтит память Святого Иоанна Дамаскина. Он защищал иконы от поругания, был предан анафеме еретиками и лишился кисти руки, но благодаря ему мы сегодня можем молиться перед образами Христа, Богородицы и Святых отцов.

Троеручица

Предание говорит: в ответ на ересь иконоборцев, отрицавших почитание икон, Иоанн Дамаскин составил и отправил Византийскому императору Льву III Исавру три трактата в защиту святых образов.

 

Иоанн жил в Дамаске, которым правили арабы-магометане. С 661 года Дамаск был столицей халифата — государства, созданного еще при жизни пророка Мухаммеда.  Халифат враждовал с Византией:  неоднократно арабы осаждали Константинополь, но взять его не смогли. При этом халифат хотя и приветствовал переход своих поданных в мусульманство, все же оставлял некоторую возможность религиозного выбора. Так, на его территории продолжали существовать христианские общины, в том числе монашеские, а, например, в Иерусалиме после его захвата арабами в 639 году сохранялись святыни христиан, и не прекращалось паломничество к ним. Такая политика позволила Иоанну Дамаскину оставаться христианином и при этом занимать должность в налоговой администрации халифата (позже он покинет ее, станет монахом).  Она же позволила ему писать и отправлять письма в Византию, где в то время не утихал спор о почитании икон.

Византийский император, получив письма Дамаскина о защите икон, пришел в ярость. Лев Исавр равнял почитание икон с идолопоклонством: при нем иконы, мозаики и фрески уничтожались, а несогласных с этой политикой жестоко карали. Однако император ничего не мог сделать Дамаскину — по сути, гражданину другого государства. И тогда, согласно преданию, он пошел на хитрость: по его приказу халифу в Дамаск доставили подложное письмо, подписанное именем Иоанна. В письме Иоанн будто бы предлагал свою помощь Византии по завоеванию Дамаска.

Подлог возымел действие: Иоанна призвали на суд халифа, где лишили должности и отрубили кисть руки — той, что якобы писала письмо. В назидание другим, кто может осмелиться пойти против халифа, кисть повесили на всеобщее обозрение на городской площади. Спустя несколько дней ее вернули Иоанну — чтобы он, глядя на нее, вспоминал о своей измене.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Икона Божией Матери «Троеручица». Фото: wikipedia.org

Легенда гласит: все это время страдающий болью Иоанн молился перед иконой Богородицы, и она явила ему свою милость. Однажды утром, проснувшись, он увидел, что отрубленная кисть вновь приросла к руке. В благодарность он сделал серебряный слепок кисти и приложил его к чудотворной иконе — так появился образ Богоматери, названный «Троеручицей».

Поздние иконописцы в память об этом событии стали добавлять к некоторым богородичным иконам (или к окладу икон) изображение человеческой кисти: его размещали, как правило, в левом нижнем углу иконы, под правой рукой Богородицы, держащей младенца-Христа.

Почему появились иконоборцы

Появление иконоборческой ереси, которая в итоге и подарила нам образ Троеручицы, связывают в первую очередь с политическими причинами. На рубеже VII–VIII веков Византия потерпела ряд крупных поражений от арабов-магометан. Лев III Исавр, пришедший к власти в Византии в 717 году, полагал, что сможет укрепить свое государство, если переманит часть мусульман к христианской вере. Однако мусульмане отрицали иконы — таким образом, святые образы виделись императору как препятствие для укрепления Византии.

Иконоборцы пытались подвести под свою ересь богословское обоснование. Таким обоснованием стала вторая заповедь, данная Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху…  Не поклоняйся им, и не служи им».  Императора в его борьбе не остановило даже то, что в христианском мире уже сложилась твердая традиция почитания икон и изображения Христа и святых — по преданию, первыми иконописцами были сами апостолы. По приказу Льва начались гонения на иконы и иконописцев, которые чем-то напоминали события в России после 1917 года.

Эта репрессивная политика продолжилась и после смерти императора. Его сын и преемник Константин V в 754 году созвал так называемый Иконоборческий собор. На нем еретики вынесли анафемы наиболее активным защитникам икон, среди них был и святой Иоанн Дамаскин. Анафему ему вынесли заочно: ее произнесли на заседании четырежды. Сам Иоанн не появлялся на территории Византийской империи, где ему грозил бы неминуемый арест. Он проживал в монастыре Саввы Освященного под Иерусалимом и, как гласят некоторые летописи, скончался от старости в том же году (по другим данным, в 780-м).

Как победили ересь иконоборчества

Борьбу с иконоборчеством начала императрица Ирина, вдова императора Льва IV Хазара (внука Льва III).  В 787 году по инициативе Ирины был созван Седьмой Вселенский Собор. Изначально предполагалось провести его годом раньше, но подготовку сорвали иконоборцы.

Седьмой Вселенский Собор подтвердил верность учения святого Иоанна Дамаскина. Он осудил и отверг иконоборческую ересь. Определение Собора гласило: иконы поставлять в храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста. Воздавать поклонение святым иконам, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, которые на них изображены.

Позже иконоборцы пытались отвоевать свои позиции. Ряд следующих императоров отказывался признавать решения Седьмого Вселенского Собора и продолжали бороться с иконами. Окончательно ересь победили в 842 году — на Поместном Соборе в Константинополе. На этом Соборе установили празднование Торжества Православия — в благодарность Богу за победу над еретиками. Этот праздник и поныне совершается ежегодно в первое воскресенье Великого Поста.

http://rusplt.ru/society/ioann-damaskin-zaschitnik-ikon-20298.html