Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 126 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Святитель Димитрий Ростовский: святой книжник

     09.11.2015 21:40

10 ноября Православная Церковь чтит память Святителя Димитрия Ростовского, книжника, более двадцати лет собиравшего истории о древних Святых в единый труд.

Монашество

Про себя он писал в дневниках: «Я, грешный, иеромонах Димитрий, родихся от родителей христианских Савы и Марии, законним браком сочетанных, во граде Макарове, седьмь миль от Киева. Дано мне имя Даниил, крещением святим просвещен месяца декаврия».

Его отец был казачьим сотником, про мать известно немногое. Три младшие сестры будущего святителя ушли в монахини; позже они по очереди были игуменьями Николо-Иорданского монастыря в Киеве (ныне не существует). Под старость постриг принял и отец святителя. Эти факты семейной биографии свидетельствуют: в доме царила атмосфера глубокой религиозности, и во многом именно она определила будущий путь отрока Даниила, родившегося под Киевом в 1651 году.

 

Для Украины это было тяжелое время: в 1654 году Киев соединился с Москвой. Этот поворот к России стал причиной ввода польских войск. В 1660 году поляки были на Украине повсеместно, шла война, и семья Даниила вынужденно переселилась в Киев.

В Киеве Даниил пошел учиться в Киево-Могилянскую коллегию. Ее основал митрополит Киевский Петр Могила, и это учебное заведение стало предтечей московской Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Москве. Здесь учили не только богословию; ученикам преподавали философию и арифметику, музыку, а по воскресным дням студенты практиковались в искусстве спора-диспута. Коллегия выпускала, пожалуй, самых образованных людей своего времени, и Даниил был одним из них. После выпуска он поступил в Кирилловский монастырь, где был пострижен под именем Димитрий.

Труд

Известно, что работу над главным трудом своей жизни — книгой житий святых, известной еще как «Четьи минеи», — он начал в 1684 году. С перерывами она заняла у него более двадцати лет.

«Четьи минеи» — особый вид духовных произведений, где по месяцам и дням каждого месяца  (от греческого «минеос» — месячный) излагаются повествования о жизни святых Православной церкви. К тому моменту, как Димитрий взялся за составление книги, на Руси уже ходило три отечественных списка «Миней». Это «Минеи», созданные веком ранее митрополитом Московским Макарием — наиболее полные, их еще называют «Великие Четьи», и два списка «Миней», которые написали в первой половине XVII века иеромонах Герман Тулупов и священник Иоанн Милютин. Несмотря на это, в конце XVII столетия Церковь ощущала потребность в более систематизированном труде по календарному описанию житий святых.

Для начала работы в Киев из Москвы прислали список «Великих Четьих Миней» митрополита Макария. Кроме того, Димитрий пользовался западными источниками, в том числе латинской обработкой сочинений византийца Симеона Метафраста и иезуитским сборником Петра Скарги. Обращение к творчеству «латинян» было естественно для Димитрия, который знал европейские языки и жил на Украине, где большая часть епископов уже около века следовала Брестской унии — акту 1596 года о присоединении к Католической церкви. Униаты признавали главенство папы и католические догматы, но сохраняли богослужение восточной, византийской традиции. Сам Димитрий не был униатом, но широкое распространение униатского богословия повлияло и на его работу.

В 1689 году первый том «Миней» вызвал жесткую критику патриарха Иоакима. Димитрий привнес в книгу католическое учение о непорочном зачатии Девы Марии, которое не признает Православная церковь, а также назвал святым Иеронима Стридонского, на тот момент еще не канонизированного Православной церковью. В последующих изданиях первого тома «Миней» эти места текста изменили. Есть сведения, что страницы в уже напечатанном первом тираже вырывали вручную.

Работа над житиями остановилась вплоть до смерти патриарха Иоакима в 1690 году. Новый патриарх Адриан поощрил продолжение труда — выписал «разрешительную» грамоту и выделил деньги. Второй том «Миней» был напечатан в 1695-м, третий — в 1700-м, четвертый — в 1705 году.

Признание

Он сопровождал гетмана Ивана Мазепу в его поездке в Москву в 1689 году, где украинцы чествовали царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (позже Мазепа встанет на сторону шведов и будет предан Православной церковью анафеме). В разные годы Димитрий был игуменом ряда монастырей на Украине, а в правление Петра I его возвели в сан митрополита Тобольского. Но побывать в Сибири ему не пришлось: святитель заболел и был переведен в Ростов.

Житие Димитрия гласит: когда он прибыл в 1702 году на кафедру в Ростове, то первым делом посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского. В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, а затем указал на пол храма и определил место своего будущего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века».

Димитрий скончался в 1709 году. Спустя почти полвека в церкви над его могилой осел пол. Работники, производившие ремонт, обнаружили, что мощи Димитрия тление обошло стороной. Житие сообщает, что люди, приходившие к мощам, получали исцеление.

В 1757 году Димитрия Ростовского причислили к лику святых. К тому времени составленные им жития уже были самой популярной духовной литературой на Руси. В XIX веке Федор Достоевский сказал: «По всей русской земле распространен дух Четьи Минеи — чрезвычайно много рассказчиков о житиях святых». Достоевский добавил: текст Димитрия Ростовского они знают наизусть и рассказывают на память «точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя». 

http://rusplt.ru/society/svyatitel-dimitriy-rostovskiy-svyatoy-knijnik-19632.html