Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






КТО НА САЙТЕ

Сейчас 146 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

В Навигацкой школе Подворья была проведена беседа в рамках Дня борьбы с ненормативной лексикой

     05.02.2022 18:19

5 февраля 2022 года в Навигацкой школе Подворья была проведена беседа в рамках Дня борьбы с ненормативной лексикой.

Лекция была проведена дистанционно, на платформе ЗООМ. Провела директор Воскресной школы Кормилицына Л.И.

 Она объяснила детям, что для большинства людей название это однозначно и правильно воспринимается как Всемирный день борьбы с нецензурной бранью.

Дело в том, сказала Лариса Игнатьевна, что «ненормативная лексика» – понятие несколько более широкое, чем просто нецензурная лексика (брань). Оно включает в себя и такие понятия, как «жаргон» и «сленг», которые в отличие от нецензурной лексики не являются запрещёнными к употреблению в общественных местах, не воспринимающиеся как асоциальное поведение, но, тем не менее, выходят за рамки общепринятых норм речи.

Ни для кого не секрет, что жаргон и сленг характерны для определённых социальных групп, выделяемых по возрасту, профессиональной принадлежности, роду деятельности или хобби. Те или иные сленговые выражения нередко становятся частью повседневного общения, выходя за рамки сленговых групп («не наезжай», «не тормози», «лузер», «хакнул», «завис», «не в масть», «кича», «туса» и т.д.). После этого. Дети привели собственные примеры…

Обсценная (ненормативная, нецензурная) лексика включает в себя непристойные, грязные, похабные, бесстыдные, вульгарные, распутные выражения, употребление которых не только противоречит законодательству, но и является примером асоциального поведения, вызывающего негативную оценку со стороны общества, осуждение.

Однозначно негативную оценку ненормативной лексике даёт и церковь, относя брань к греху сквернословия, распущенности и вседозволенности, разрушающему душу человека.

Кто-то засилье речи нецензурной лексикой связывает с оскудением словарного запаса, кто-то – с распущенностью, вседозволенностью и отсутствием действенных регуляторов. Однако большинство психологов сходятся во мнении, что чаще всего матерные выражения являют собой спонтанную речевую реакцию на нестандартную или неожидаемую, непрогнозируемую действительность. То есть, в подобном случае, нецензурное выражение – некий элемент психологической разрядки, антистрессовой  реакции.

Беда в том, что искоренить ненормативную лексику просто запретом невозможно. Нужен сильный внутренний самоконтроль, возможность выразить чувства или своё отношение к окружающей действительности иначе. Проблемой современного общества становится и употребление матерных выражений подростками, которые буквально «сыплют» им в разговоре со сверстниками. Для них – это неоправданная попытка казаться старше, увереннее, самодостаточнее, сильнее. В отличие от взрослых, большинство из которых отдаёт себе отчёт в том, что нецензурные выражения – это дурной тон и употреблять их, если уж и приходится, то только в крайних случаях с твёрдым пониманием того, где и как, многие подростки используют эти вульгарные выражения, вообще не привязывая их к ситуации, то есть «разговаривают матом».

На Руси, к слову, на законодательном уровне применялись меры наказания к злостным сквернословам ещё во времена царей Василия III и Ивана IV Грозного. Тех, кто злостно сквернословил в публичных местах, могли подвергнуть даже порке.

Поэтому помимо запрета на использование бранных слов важно формирование коллективного осознания культуры общения и отказ от нецензурной лексики. Первым и важным шагом должно стать понимание того, что знание этих слов – не есть повод к их бездумному употреблению, так же, как и наличие в магазине спиртного и табака – не повод выпить и покурить…

Тема эта затронула подростков и каждый из них поспешил рассказать истории из своей жизни.