Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






КТО НА САЙТЕ

Сейчас 72 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Комментарий к проекту документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»

     13.02.2020 19:50

13 февраля. Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-порталах «Приходы» и Богослов.ru. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по церковному праву во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 1 июня 2020 года.

Прежде всего, начиная читать документ, задаешься вопросом о том, с какой целью он составлен, и какую пользу для церковного сознания и опыта он привнесет. Само название документа очерчивает только узкую проблематику темы воинского служения, некий начальный аспект. Сам документ с первых строк, в которых изложена каноническая и литургическая справка по вопросу, свидетельствует, что указанная тема и так уже вполне разработана и две тысячи лет активно практикуется в Христианской Церкви. В самой Церкви не вызывает сомнений о наличии воинского долга, Священной войны, необходимости церковного благословения на данное служение. Различия только в формах благословения. Об этом свидетельствует и вывод самого документа: «молитва о воинах является устойчивой церковной практикой, причем эта молитва совершается как в ежедневных богослужениях, так и особенным чином, — во время брани. Кроме того, церковной традиции соответствует благословение воина на несение ратной службы». Также напрашивается мысль, что благословение православных христиан на исполнение воинского долга естественно предполагает сопровождение их Церковью на пути исполнения ими этой священной обязанности.  

В документе присутствует практический аспект, который касается ограничения использования Чина благословения воинских оружий «для «освящения» любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения».  Это справедливо, впрочем, речь о невинных жертвах, наверно, идет уже с тех времен, когда люди перешли от каменных орудий труда к металлическим. При постановке проблемы о массовом поражении и избирательности действия оружия неминуемо встают такие глобальные вопросы как общность людей и уникальность личности, которые не могут быть решены как то однозначно, и более того, воюет весь народ, вся страна, за общую идею…Условный гуманизм древних войн был связан не со спецификой вооружений или с понятием ценности конкретной личности, а с экономической целесообразностью эксплуатации живого человека, тогда как жестокость, особенно последних двух Мировых войн, которая потребовала дополнительных международных законодательных ограничений, базировалась на ненужности уже целых обществ и наций. К такой деформации политического сознания подоспело и удобное оружие.

Возможно, учитывая развитие человеческого самосознания, необходимо вообще отказаться от освящения оружия как такового, сохранив такое право и достоинство только за символами воинского служения и наградами, усугубив молитву за воинов как таковых, за людей, которые своим добрым и жертвенным настоем сами освятят смертоносный металл в своих руках.

Также в документе идет речь о необходимости составления дополнительных чинопоследований по воинскому служению. В связи с этим было бы правильно вспомнить и о молитвенном опыте Русской Православной Церкви за воинов в годы нашествия Наполеона и в годы Великой Отечественной войны, юбилей Победы в которой празднует в этом году всей Россией.  

30 августа 1814 года император Александр I издал указ «Об установлении празднества Декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык». Предписывалось особое благодарственное молебствие с коленопреклонением при чтении установленной молитвы и весь день «быть колокольному звону».

С начала войны в 1941 года в храмах стали служить особый молебен, текст которого впоследствии именовался «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну 1941-1942 годов». Молитва: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един. Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Помози нам, Боже Спасителю наш, и избави нас, славы ради имене Твоего, и да приложатся к нам словеса, реченная Моисеем к людем Израильским: дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас. Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте, и упование, и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающия: возстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имене Твоем победити; а имже судил еси положити на брани души своя, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Эта молитва была составлена на основе молитвы митрополита Московского Платона, написанной им при нашествии Наполеона в 1812г.

Также нельзя не вспомнить и современное нам «Последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в день Победы в Великой Отечественной войне».

Этими молитвами Православная Церковь и по сей день ободряет, благословляет и утешает своих воинов.

Тем не менее, как сказано было выше, такая узкая цель документа не несет нужной полезной нагрузки. Вряд ли нужно иметь документ уровня Межсоборного присутствия, чтобы в нем решать, как освящать знамя, штандарт, кортик или бинокль. Изучая первые комментарии на таком авторитетном сайте как Богослов.ru отчетливо видно, как дискуссия сползает в общетеоретические софистические рассуждения «от разума и чувств», которые во многом противоречат Библейскому мировоззрению и многовековому опыту Церкви. Пока даже в комментариях нет практического аспекта.

Было бы правильно расширить указанный документ по содержанию и назвать его «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга и церковное окормление православных воинов». Это позволяет говорить о полноте вопросов, связанных с миссионерским, социальным и просветительским служением Православной Церкви в Российской Армии, на Флоте и со Специальными службами. Все указанные роды войск значительно разняться по своей специфики и требуют особого подхода и отношения, не говоря о новейших направлениях, связанных с применением невероятных видов вооружений и техники, что требует от человека особой ответственности и зрелости, в первую очередь нравственной.

Жертвенной служение православного воина базируется на Евангельской заповеди о любви к ближним в самом предельном ее исполнении: «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Этот великий подвиг Церковь приравнивает подвигу мученическому. Общество в целом и каждый в отдельности нуждается в том, чтобы такие герои были и в значительном количестве. Вместе с этим, мы знаем, как непросто достичь самого небольшого уровня добродетели. Тогда справедливо возникает вопрос: на чем базируется мужество и жертвенность воинов и всей армии? Это могут быть и земные, человеческие основания, даже опасные, готовые перерасти в жестокость и беспринципность, или сломать человека, ожесточить его. Не отсюда ли такое явление, как увлечение алкоголем в воинской среде. Чтобы воинское служение стало Евангельским подвигом, необходимы вера, утешение, поддержка воинов – поле деятельности Православия и участие Церкви.

Особая специфическая актуальная тема: окормление воинов, после исполнения ими их воинского долга, что особенно касается актуального и по сей день Интернационального воинского долга, который осуществляла и продолжает осуществлять наша Армия в Афганистане, Сирии и многих других горячих точках мира.

Тем более, если идет речь о раненых и покалеченных воинах, большей части молодях людях, сознание которых отличается от проблем, приобретённых в иных обстоятельствах жизни. Будет верным и призыв Церкви к государству и обществу в целом к достойному материальному содержанию Защитников Родины, поддержке раненых и ветеранов.

Отдельной важной темой документа может стать работа с ветеранами, которая имеет огромный потенциал для миссионерского служения, соработничество с маститыми воинами и героями полезно и самим пастырям, придает им дополнительный импульс в сближении с общественными организациями и школами.

В этом смысле документ можно доработать и развить, как основательную Концепцию работы Православной Церкви в области сотрудничества с Вооруженными силами и окормлением православных воинов.