Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 64 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Великий афонский хранитель веры

     27.07.2016 07:40

27 июля Православная Церковь чтит память преподобного Никодима Святтогорца — афонского книжника, редактора «Добротолюбия», автора десятков наставлений и проповедей.

Книги

Он родился в 1748 (по другим источникам, в 1749) году на греческом острове Наксос и, кажется, полюбил книги с самого младенчества. Сначала ему читал отец — остров Наксос был под властью Османской империи, а потому греки, жившие здесь, особенно трепетно берегли свою традицию от влияния мусульман-турок и передавали ее потомству, что называется, из рук в руки.

Затем он стал читать книги у местного священника, которому был отдан в обучение. И, наконец, в 15-летнем возрасте он оказался в школе с настоящей библиотекой — и сам расценил это как чудо, дарованное ему Господом. Его соученики изумлялись: он запоминал наизусть все прочитанное, а читал он труды из самых разных сфер — философию, медицину, античную поэзию, экономические и астрономические изыскания.

Вдобавок в нем открылось невиданное призвание к языкам – он словно чувствовал их ритмику, сочетание звуков и букв, строй предложений. Уже к концу школы, когда обычные ученики едва могли говорить по латыни, он вместе с совершенным знанием этого древнего языка объяснялся еще по-французски и  по-итальянски — об этом пишет Феоклит Дионисиатский, составитель обширной биографии Никодима.

Добротолюбие

Во второй половине XVIII века в православной Греции назрел серьезный кризис в богословской литературе. Историки отмечают: в это время сочинения святых отцов практически полностью исчезли из обращения. Вместо этого популярность у мирян и священнослужителей обрела упрощенная, а часто и откровенно еретическая литература: проповеди на западный лад, вольные трактовки святоотеческих писаний.

Чтобы вернуть интерес к трудам подвижников Церкви Коринфский митрополит Макарий (Нотара), позже прославленный в лике святых, стал собирать и издавать древние рукописи. Житие преподобного Никодима сообщает: в один из дней он, будучи еще мирянином, явился в келью Макария на острове Гидра и попросил допустить его к работе с книгами. Макарий проэкзаменовал пришедшего и остался впечатлен его знаниями. Так Никодим (до пострига он носил мирское имя Николай) стал одним из составителей и редакторов «Добротолюбия» — пожалуй, самого популярного собрания сочинений святых отцов, которое издавалось после 18 столетия.

Само название «добротолюбие» говорит о любви и тяге к добродетели. В сборник вошли сочинения подвижников Церкви 5-15 веков — Никодим редактировал тексты, писал жития их авторов и предисловие. На славянский язык текст «Добротолюбия» перевел преподобный Паисий Величковский. В 19 веке святитель Феофан Затворник адаптировал книгу, переведя ее на русский разговорный язык — именно этим переводом мы пользуемся и ныне. В «Добротолюбие» вошли переводы Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Феодора Студита и других отцов — многие труды «Добротолюбия» до той поры были неизвестны в России или ходили в виде кратких отрывков.

Афон

Интересно, что Никодим пришел к Макарию как мирянин, а начал составлять «Добротолюбие» уже как монах. Он принял постриг на Афоне в 1776 году —в монастыре святого Дионисия (Дионисиат, сегодня обитель занимает в святогорской иерархии пятое место). На тот момент ему было всего 26 лет.

Житие гласит: проведя несколько лет в работе над «Добротолюбием», молодой инок позже ушел в один из святогорских скитов, а затем принял схиму и шесть лет пребывал в полном безмолвии. Все это время он изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783 (по другим данным, в 1789) году митрополит Макарий освободил Никодима от обета безмолвия и поручил ему редактуру творений преподобного Симеона Нового Богослова. С тех пор и до самой своей кончины в 1809 Никодим уже не оставлял литературных трудов. Исследователи подсчитали: за это время он отредактировал и написал несколько сотен произведений — среди них проповеди, наставления, толкования на Священное Писание и богослужебные тексты (среди них служба преподобным отцам, на Афоне постнически просиявшим и канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», принятые Русской Православной Церковью).

Мощи

Преподобный Никодим был канонизирован в 1955 году. В марте 2010 года ковчег с его мощами, хранившийся в монастыре города Гуменисса, был украден неизвестным. Спустя месяц мощи вернулись в монастырь. Их принес местный священник, который рассказал, что злоумышленник передал ему ковчег, жалуясь на то, что святой Никодим четыре раза являлся ему со словами: «Чадо мое, верни меня в мой дом. Достаточно ты меня измучил». Вор пообещал ему, что вскоре сам придет в монастырь и попросит прощения, сообщало греческое агентство религиозных новостей Romfea.

Наставление от преподобного Никодима

«Стремясь к христианскому совершенству уготовься на труд, пот и уготовься и на труд, пот и борение с первых же шагов течения твоего. Все должен ты предать в жертву Богу и творить одну волю Его. Для достижения возжеланной тобою цели тебе необходимо сначала подавлять свои собственные воления, а наконец и совсем их погасить и умертвить; а чтоб успеть в этом, должно тебе непрестанно себе противиться в худом и принуждать себя на доброе.

Но насколько брань сия наитруднейша, столь же наиславнейша победа в ней и, главное, паче всего благоугоднейша Богу. Если истинно желаешь сделаться победителем в сей невидимой брани, водрузи в сердце своем духовные делания, и будут они тебе как невидимые оружия. Первое — никогда ни в чем не надейся на себя. Второе — носи в сердце всегда упование на единого Бога. Третье — пребывай в молитве всегда».