Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 72 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Григорий Палама и Фаворский свет

     27.03.2016 20:45

27 марта, во второе воскресенье (неделю) Великого поста, Православная Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Солунского. Он учил, что в ответ на молитву и праведную жизнь человеку может открыться Божественный свет — тот же, что исходил от Христа в момент Его преображения на горе Фавор.

Философ и монах

Родился Григорий Палама в Константинополе в 1296 году в семье сенатора Константина. Его отец рано умер, и Григорий воспитывался при дворце, под покровительством императора Андроника II.

Григорий получил блестящее образование. Философии его обучал лучший учитель той эпохи Феодор Метохит. Позже он назвал Григория своим самым талантливым учеником. Однако сам Григорий был прохладен к земной славе. Когда ему исполнилось 20 лет, он ушел на Афон, где проводил все время в молитвах, а также изучал богословие.

В 1325 году турки напали на Святую гору, и монахи были вынуждены ее покинуть. Григорий переехал в Фессалоники, где принял сан священника и продолжил практику уединенных молитв. Пять дней в неделю он прятался от мира в тесной келье у подножия скалы и лишь по выходным выходил к людям, чтобы поучаствовать в богослужении и пообщаться с другими монахами. 

Вскоре он вернулся на Афон. Выбрав для молитв пустынь на афонском предгорье, которую называли пустынью святого Саввы, он продолжил молиться в тишине. И так бы он и остался там в безмолвии и уединении, если бы не монах из Италии по имени Варлаам. В те времена богословские споры между восточными и западными христианами обострились. Среди части латинских богословов существовало представление о том, что Бог в тварном мире непознаваем, а свет, которым озарился Иисус в момент Преображения на горе Фавор, имел тварную природу, то есть это никак не сам Бог или проявление божественного.

Палама жестко критиковал подобный богословский «агностицизм» и творения самого Варлаама. Он считал, что Фаворский свет — не просто красивый «спецэффект» или природное явление, а что он имеет нетварное происхождение и является чистым средоточием Божественной сущности.

Позже учение Григория Паламы стало одной из вех всей православной философии. В 1341 году Варлаам был осужден собором, а через 10 лет учение Паламы утвердили на соборе в Константинополе. Сам Григорий впоследствии был причислен к лику святых.

Учение Паламы

Святитель Григорий стал основателем духовной практики под названием исихазм. Если вкратце, то это так называемая умная молитва, направленная на постижение Божественного света. Свет Божий — сущность самого Бога, к которой может прикоснуться каждый человек во время непосредственного общения с Всевышним при помощи молитвы, читаемой в соответствии с особой практикой.

«Бог, как свет, видится, и светом творит чистых сердцем, почему и называется светом», — эти слова Григория Паламы как нельзя лучше дополняют слова Христа о блаженных, чистых сердцем, ибо они Бога узрят. Увидеть Божественный свет можно, лишь полностью освободив душу и мысли, а достичь этого можно при помощи особой техники молитвы, когда человек участвует в ней весь целиком — душой, телом, умом и сердцем. В исихазме был важен процесс созерцания, а также методы молитвенных медитаций, помогающие достичь состояния покоя и отрешенности от всего мирского. Концентрироваться на молитве лучше в уединенном месте — в удаленном монастыре либо келье отшельника.

Григорий Палама писал свои труды не на основе «голых» философских рассуждений. Его познания были подкреплены практикой и собственным духовным опытом, который он пережил как монах.

Наследие

Исихазм не только дополнил собой философские догматы христианства, но и оказал влияние на развитие всей философской мысли, затронув также литературу, искусство и политику. Исихазм распространился и в России, где исихастов называли «молчальниками» — за привычку тихо молиться в уединении. Постепенно именно Россия стала главным центром исихазма в послевизантийский период, а активное монашеское движение во многом предопределило развитие страны и глубоко укоренилось в нашей культуре. Наиболее известными русскими исихастами считают Антония Печерского, Сергия Радонежского, Нила Сорского, а позже — Серафима Саровского и Феофана Затворника. Исихазм сильно повлиял на творчество Андрея Рублева: его «Троица» стала воплощением глубинного, философского смысла идеи триединства и изображала молчаливую беседу в традициях исихазма.

Учение Паламы сильно повлияло на русскую философскую школу XX века. Для Алексея Лосева исихазм — не только высокое богословское учение, служащее догматическим основанием православия, но живой аскетический опыт подвижничества. Известно, что сам Лосев молился с помощью «умной» молитвы до конца своей жизни.