Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






КТО НА САЙТЕ

Сейчас 65 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Торжество Православия

     20.03.2016 13:07

20 марта, в первое воскресенье (неделю) Великого Пост, Православная Церковь отмечает праздник Торжества Православия. Этот день установлен в середине IX века в память о восстановлении почитания икон.

Праздник

Период иконоборчества длился около 150 лет и закончился в 843 году: на церковном Соборе, созванном императрицей Феодорой, ересь иконоборцев осудили окончательно, и почитание икон в Византии было восстановлено. В честь этого события императрица предложила установить торжество — оно пришлось на первую неделю Великого Поста.

 

Историк Андрей Карташев в книге «Вселенские Соборы» так описывает это событие: «Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных … чтобы пришли в Великую Церковь Божию в первое воскресенье святого Поста. И когда бесчисленное множество народа собралось … вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца... И после долгой молитвы возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством.

И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя».

Иконоборчество

Историки церкви полагают, что причиной иконоборческой ереси стали в первую очередь политические соображения. На рубеже VII–VIII веков Византия потерпела ряд крупных поражений от арабов-магометан. Лев III Исавр, пришедший к власти в Византии в 717 году, полагал, что сможет укрепить свое государство, если переманит часть мусульман в христианскую веру. Однако мусульмане отрицали иконы — таким образом, святые образы виделись императору как препятствие для укрепления Византии.

Иконоборцы пытались подвести под свою ересь богословское обоснование. Таким обоснованием стала вторая заповедь, данная Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… Не поклоняйся им, и не служи им». Императора в его борьбе не остановило даже то, что в христианском мире уже сложилась твердая традиция почитания икон и изображения Христа и святых — по преданию, первыми иконописцами были сами апостолы. По приказу Льва начались гонения на иконы и иконописцев. Сын и преемник Льва Константин V в 754 году созвал так называемый Иконоборческий собор. На нем еретики вынесли анафемы наиболее активным защитникам икон.

Борьбу за восстановление иконопочитания начала императрица Ирина. В 787 году по ее инициативе созвали Седьмой Вселенский Собор, где ересь была осуждена. Однако позже иконоборцы вернули свои позиции, и окончательно победить еретиков удалось только при императрице Феодоре.

Чин

Вслед за установлением празднования Торжества православия сложил и особый чин богослужения в этот день. Текст службы провозглашает торжество Церкви над расколами и ересями, в ней утверждаются все догматы и постановления семи Вселенских Соборов (историки полагают, что текстами с догматами чин дополнили в XII и XIV веках). Служба включает также чин анафематствования — причем, анафему провозглашают всем, тяжко согрешившим перед Церковью, а не только иконоборцам.

На Руси чин Торжества Православия ввел святой Феодосий Печерский: в него добавили имена русских святителей и еретиков. Чин многократно меняли, по Руси ходили несколько отличных друг от друга списков. Из-за большого количества имен (в 17 веке одних еретиков было более 4000 тысяч) чин несколько раз сокращали и, в конце концов, к 1917 году пришли к тому, что стали проговаривать только общие анафемы без указания конкретных имен.

Значение

Митрополит Антоний Сурожский так говорил о празднике Торжества Православия: «Сегодняшний праздник икон говорит нам не только о рукописных иконах... но говорит также, как мы должны относиться к себе и друг другу, говорит, что каждый из нас — святая икона Божия.

Бывают иконы оскверненные, попранные, изуродованные человеческой злобой; и эти иконы нам делаются так дороги, словно это иконы-мученицы; эти иконы нам хочется оберечь, окружить любовью, охранить, потому что они так пострадали от человеческой неправды... Так должны мы смотреть и друг на друга, когда человека изуродовал грех, когда человек ранен, когда так трудно в нем прозреть красоту и славу Божию; тогда-то нам надо глубоко вглядеться в этот святой и оскверненный образ, тогда-то надо приложить весь труд, всю любовь, все благоговение наше, чтобы эта икона, не на древе написанная, а в душе человека, в облике и в образе его, очистилась, исцелилась, вновь освятилась, стала иконой во славу Божию».