Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 54 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Святитель Филипп, митрополит Московский

     22.01.2016 20:39

22 января Православная Церковь чтит память святителя Филиппа, митрополита Московского. Он хотел уединенной монашеской жизни, но вместо этого судьба поместила его в водоворот исторических событий. Живя во времена опричнины, святитель открыто выступил против нее и царя.

Призыв в столицу

В первые годы правления царя Ивана Грозного святитель Филипп находился на периферии российской жизни — он был игуменом Соловецкого монастыря. В 1550 году он посетил Москву, и царь в буквальном смысле обласкал его: были сделаны большие пожертвования обители, и в целом прием был самым радушным.

Несомненно, Иван Васильевич знал о том, что происходит на Соловках — о том, что обитель процветает, что строятся новые храмы, и что сам игумен трудится на стройке наравне с простыми чернецами. Вероятно, царь хотел заиметь такого человека среди своих сторонников — а отсюда и щедрые дары.

В 1566 году Филиппа вновь призывают в Москву — на этот раз, чтобы предложить ему занять московскую кафедру и стать митрополитом Московским.  Тремя годами ранее скончался митрополит Макарий, которого Иван Грозный любил. Его преемником стал Афанасий, духовник царя, но очень скоро он, по выражению историка Петра Знаменского, «не выдержал ужасов времени и через год оставил кафедру по болезни». Следующим был Герман Казанский — однако его прогнал уже сам царь. Это случилось после того, как Герман решительно потребовал упразднить опричнину, только что учрежденную.

Поначалу святитель Филипп отказывался принять сан, но, под давлением царя, его уговорили. «В надежде  на силу прошлых щедрот, царь ожидал найти в Филиппе молчаливого участника в его политике. Но оказалось как раз наоборот», — пишет историк Антон Карташев. Уже вскоре новый митрополит открыто выступит против зверств, чинимых опричниками, и этим определит свою дальнейшую судьбу.

Монах

Чтобы понять мотивы святителя Филиппа и его нежелание молчать перед несправедливостью царских людей, нужно вспомнить его биографию.

Он родился в 1507 году в знатном роде бояр Колычевых. В молодости Филиппа (его мирское имя было Феодор) приблизил ко двору великий князь Московский Василий III, отец Иоанна Грозного. Однако юноше была неинтересна придворная жизнь: в 1537 году он, облачившись в простые одежды, тайно покинул Москву и ушел на Соловки, чтобы стать монахом.

Житие сообщает: в обители Филипп был первым среди насельников — первым вставал на молитву, первым вызывался нести самые тяжкие послушания, изнурял себя постом, строгим даже по соловецким меркам.

В 1546 году в Новгороде Филиппа посвятили во игумена Соловецкого монастыря. Это не помешало ему время от времени оставлять братию и уходить отшельником в лес. Мирские блага вовсе не тревожили его, жизнь его была обращена к Богу — пишет житие. И потому, когда царь призвал его к себе, важнее всего для Филиппа была верность евангельской правде. Все остальное, в том числе вопрос собственной жизни, было для него вторичным.

Борьба

Уже в 1568 году митрополит Филипп вступил в открытую полемику с царем, отказавшись благословить его. Дело было в крестопоклонную неделю Великого поста. Иван Грозный пришел в Успенский собор вместе с опричниками, одетый в их форму — черный кафтан. Ливонские дворяне Таубе и Крузе, бывшие при московском дворе, писали, что помимо черных одежд опричники должны были также иметь отличие во время езды «именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны».

«Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного»

Картина «Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного», художник Яков Турлыгин

Святитель не дал благословения Ивану Грозному, сказав вместо этого: «Не узнаю царя в такой одежде, не узнаю и в делах царства. Убойся суда Божия». Когда же царь начал угрожать ему, он ответил: «Пришлец я на земле и за истину готов пострадать — где же вера моя, если умолкну?»

Следующее столкновение с царем произошло тем же летом. Во время крестного хода в Новодевичьем монастыре святитель увидел опричника, который шел, не сняв шапку. Филипп обратился к царю, однако когда царь оглянулся, опричник успел избавиться от головного убора. Немедленно приближенные царя подсказали ему, что митрополит говорит неправду и издевается над его царским достоинством.

Царь обругал святителя перед всем крестным ходом, назвал его «лжецом» и «изменником» и после этого решил свергнуть с кафедры.

Смерть

Для свержения нужны были канонические основания. «Не находя их в Москве, отправили следственную комиссию в Соловки, — пишет Антон Карташев. — Там всякими мерами — подкупом, обещаниями почестей и т. п. — достигли своей цели: сумели завербовать в клеветники несколько мелких душ, в том числе самого игумена Паисия, и с ними возвратились в Москву».

Немедленно был созван собор епископов, который осудил Филиппа на лишение сана. 8 ноября 1568 года опричники ворвались в храм, где Филипп служил литургию. Они сорвали с него святительские одежды, одели в лохмотья и на дровнях отвезли в Богоявленский монастырь. Его заковали, в темницу к нему царь прислал отрубленную голову племянника святителя. Затем Филиппа перевезли в Тверской Отрочь монастырь.

Спустя год царь заслал в обитель Малюту Скуратова, чтобы взять благословение у Филиппа. Когда святитель отказался сделать это, опричник задушил его. Вернувшись к царю, Малюта объявил, что Филипп умер сам, не перенеся тягот заточения — такой трактовки событий придерживаются историки Карамзин, Карташев, Знаменский, Соловьев. Впоследствии сторонники канонизации Ивана Грозного делали попытки опровергнуть убийство святителя Малютой, однако ученые пока продолжают придерживаться именно этой версии.

Почитать святителя Филиппа в церкви стали спустя всего двадцать лет после его кончины.  В 1591 году его мощи были доставлены в Соловецкий монастырь, было составлено первое житие. Общецерковное почитание святителя началось веком позже. В 1652 году его мощи торжественно перенесли в Успенский собор Московского Кремля, где они находятся и поныне.