Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 77 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • odamian

Вход на сайт

Варлаам Хутынский: «Блюдитесь от всякой неправды и не завидуйте!»

     18.11.2015 22:14

19 ноября Православная Церковь чтит память Преподобного Варлаама Хутынского. Этого чудотворца равняли с Сергием Радонежским, а его образ украшал собой стены Московского Кремля. 

Отказ от богатства

Он ушел из богатой новгородской семьи чернецом в монастырь и, прожив там какое-то время, стал отшельничать. Для этого монах Варлаам (в миру его имя было Алекса) выбрал Хутынский холм в десяти верстах от Новгорода. Название холма, полагают краеведы, произошло от слова «худо»: место было дикое, новгородцы его не любили. Здесь Варлаам поставил небольшую деревянную церковь Спаса Преображения. В 1192 году храм освятил архиепископ Новгородский  Гавриил и «нарече монастырь» по названию холма — монастырь стал Хутынским, как и его основатель.

К приезду архиепископа рядом с преподобным уже жили несколько иноков. Они пришли к нему, привлеченные рассказами о его благочестивой жизни. Тогда же, видя пополнение братии монастыря, Варлаам составил грамоту, по которой даровал Хутынской обители все свои родовые земли: село с челядью и скотом, угодья для охоты и рыбной ловли. Этот документ, выполненный на пергаменте, сохранился до сих пор — его считают самым древним подлинником русского акта.

Братию монастыря преподобный Варлаам учил: «Чада! Блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, а давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям».

До современников дошло более десяти редакций жития преподобного. Кроме того, о его деятельности говорят новгородские летописи. Один из житийных списков описывает эпизод встречи преподобного с новгородским князем Ярославом Владимировичем. Князь прибыл в обитель к Варлааму и беседовал с ним на душеспасительные темы. На прощание преподобный благословил его и произнес: «Будь здоров, князь, и здоровья благородному сыну твоему». Вернувшись в Новгород, Ярослав узнал, что его жена родила, и уверовал в провидческий дар настоятеля Хутынской обители.

Моление за Москву

Местное почитание преподобного Варлаама началось сразу же после его смерти. Историки спорят о дате кончины преподобного: он умер, по одним данным, в 1197 году, по другим — в 1243-м. К тому же летописные списки называют разные даты. Кроме того, ряд новгородских источников путает преподобного Варлаама с неким иноком, носившим такое же имя, — инок этот, судя по всему, был одним из учеников преподобного.

Всенародное почитание святого началось в 1460 году. В этот год согласно текстам жития у гроба преподобного Варлаама свершилось чудо — воскрес постельничий московского князя Василия II, прибывшего в Новгород на паломничество (вскоре после победы москвичей над новгородцами и подписания Яжелбицкого мирного договора, по которому Новгород лишился части своей независимости).  Предание так описывает этот момент: постельничий  заболел, прибыв в Новгород в свите князя. Во сне он видел преподобного Варлаама и попросил, чтобы его отвезли в Хутынскую обитель и похоронили там, если он умрет в дороге. Он действительно умер, но, когда его тело привезли в монастырь и положили рядом с гробницей святого, постельничий  неожиданно воскрес. «Я был мертв, и ныне здесь!» — воскликнул он.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Фото: likirussia.ru

Молва о чуде воскресения широко разнеслась по Руси.  Сам князь, вернувшись в Москву, повелел устроить в 1461 году в московской церкви Иоанна Предтечи престол во имя преподобного.

На иконах Варлаама Хутынского нередко изображали вместе с Сергием Радонежским. Так слились воедино новгородская и московская традиции: святых воспринимали здесь как зачинателей духовной жизни и монашеского благочестия. Популярным образом иконы с Варлаамом Хутынским был так называемый Спас Смоленский:  первый известный образ этого извода висел над главными воротами Московского Кремля — Спасскими (тогда Фроловскими). На иконе, написанной в первой четверти XVI века, преподобные Сергий и Варлаам припадают к ногам Спасителя.

История создания этого образа восходит к нашествию хана Магмет-Гирея на Москву в 1521 году.  По преданию, в это время слепой инокине кремлевского Вознесенского монастыря открылось видение: все  святые покидали стены Московского Кремля и уносили с собой икону Владимирской Богоматери. Навстречу уходившим святым вышли преподобные Варлаам и Сергий и спросили: «Почему исходите из города этого?» — «Город сей прогневил Бога и наказан за то татарским нашествием», — отвечали святые. Тогда Варлаам и Сергий бросились к их ногам и умолили остаться, а Москва, как гласит предание, избежала разорения.

История Спаса Смоленского напоминает детективный сюжет. До недавних пор считалось, что эта надвратная икона была снята большевиками — специалисты искали ее в музейных архивах и не нашли. Позже выяснилось, что Спас написан прямо на стене, и все это время образ был скрыт слоями штукатурки. В 2010 году икону отреставрировали, и сегодня она вновь украшает Спасскую башню.

Защитник от стихии

Хутынская обитель, сильно разрушенная во время Великой Отечественной войны, действует и ныне — сегодня это женский монастырь. Мощи преподобного Варлаама находятся в Спасо-Преображенском соборе обители.

Святого почитают как защитника и покровителя Новгородской земли, но, кроме этого, к нему обращаются за помощью при угрозе стихийных бедствий. Это особое почитание берет начало в его житии. По преданию, в 1505 году святой явился ночью монастырскому пономарю Тарасию и предсказал скорый разлив озера Ильмень и затопление города. Кроме того, он поведал о пожаре и море в Новгороде — насланным, как узнал Тарасий, за грехи горожан.

Летописи подтверждают пожар и мор, датируя их промежутком 1505–1508 годов. А православные с тех пор веруют, что преподобный Варлаам может предсказать и уберечь от напастей стихии.

http://rusplt.ru/society/varlaam-hutyinskiy-blyudites-ot-vsyakoy-nepravdyi-i-ne-zaviduyte-19782.html